ecosmak.ru

Примеры международной защиты прав человека. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон. Функции международного права: стабилизирующая функция; регулятивная функция; охранительная функция.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщего уважения прав человека; самоопределения народов и наций; международного сотрудничества; добросовестного выполнения международных обязательств. Источники международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Виды международных документов: международные конвенции (договоры между государствами, в законодательстве которых содержатся нормы, обязательные для международного сообщества); декларация (документ, положения которого не имеют строго обязательный характер для выполнения); пакт (одно из наименований международного договора).

Субъекты международного права: государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные организации (межправительственные – ООН, ЮНЕСКО, МОТ; неправительственные – Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Гринпис).

Международные организации , обеспечивающие совместные действия стран в защиту прав человека:

1. Организация Объединенных Наций (1945). Учредительный документ ООН – Устав ООН – является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, и другие.

Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам; Совет по Опеке ООН способствует прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости; Международный Суд ООН; Секретариат ООН.

К специализированным органам ООН по правам человека относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека, Комиссия по правам человека, Совет Европы. При Совете Европы образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В некоторых государствах права личности от произвола государственных учреждений защищает омбудсмен – специальное должностное лицо. В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к одной ветви власти.

Виды международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (деликты).

Виды ответственности государств:

1) Материальная ответственность: реституция (возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре); репарация (возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами).

2) Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации (восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого), сатисфакции (удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба), ограничений суверенитета и декларативных решений.

Виды международных преступлений: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции (принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя). Виды санкций: реторсии (например, установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством), репрессалии (эмбарго, бойкот, денонсация), разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборон; приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Источники международного гуманитарного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие.

Международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека: Европейский Суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

А) Гуманитарное право в мирное время

* Немалое внимание в международном гуманитарном праве уделяется иностранцам. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов , т. е. лиц без гражданства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

* Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

* Права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев регламентируются международным гуманитарным правом. Беженцы имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Б) Гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Основные направления международного сотрудничества в сфере вооруженных конфликтов: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм международного права. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Международное право ограничивает средства и методы ведения войны. Полностью запрещены следующие средства ведения войны: взрывчатые и зажигательные пули; пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы; биологическое оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству; повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие.

Запрещены следующие методы ведения войны: предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля; объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет; незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.; принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства; геноцид во время войны и др.


Похожая информация.


Принцип уважения прав и основных свобод человека закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН. Так, например, в ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав». Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный кодекс поведения в области правового статуса человека и гражданина. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.

Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.

Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.

В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль о правах человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

Международные нормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданина устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита правового статуса человека и гражданина, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой.

Тем не менее, существует также определенный набор институтов, обеспечивающих такую защиту на практике: Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Комитет ООН по правам человека и т.д.

Рассматривая европейский регион, стоит особо остановиться на деятельности крупнейшей европейской межгосударственной организации - Совете Европы. Одной из целей данной организации является: охрана прав человека, плюралистической демократии и главенства закона Совет Европы: Деятельность и результаты. Издание службы Общественных Отношений. 1998..

На сегодняшний день членами Совета Европы являются 44 государства (все европейские государства за исключением Ватикана, Беларуси, Монако и бывшей Югославии). Основным инструментом по исполнению Европейской конвенции по правам человека является Европейский Суд по правам человека, который и будет рассмотрен далее.

Европейский Суд по правам человека согласно Конвенции состоит из судей, число которых равно числу подписавших Конвенцию государств. Не существует ограничений по количеству судей одной национальности. Суд работает во французском Страсбурге на постоянной основе. Сейчас в нем заседают судьи - из 41 страны, Армения, Азербайджан и Босния пока не прислали судей.

Избираются судьи Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из списка (каждая страна отправляет список из трех кандидатур). Кандидатура от каждой страны выбирается большинством. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы на срок в шесть лет. Поскольку вначале действия Суда половина судей прекратила свои полномочия после срока в три года, теперь каждые три года половина состава Суда обновляется. Судьи в Суде выполняют свои обязанности индивидуально и не представляют ни одно из государств. Они не могут быть вовлечены в деятельность, которая может повлиять на их независимость. Срок полномочий судей также заканчивается в случае достижения ими возраста семьдесят лет. Общее собрание Суда избирает из своего состава Президента, двух Вице-президентов и двух Президентов секций Суда на срок три года Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г..

Любое из подписавших Конвенцию государств, а также индивидуальный заявитель может быть истцом по делу о нарушении любого из гарантируемых Конвенцией прав со стороны любого из подписавших государств. Специальные формы, а также руководство по их заполнению может быть получено в Регистратуре Суда в Страсбурге.

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

Процедура рассмотрения дел в новом Европейском Суде по правам человека является открытой и гласной. Слушания проходят открыто, если одна из Палат Суда ввиду исключительных обстоятельств не примет решения об обратном. Постановления Суда, а также другие документы, связанные с рассмотрением дела открыты для общественности.

Индивидуальные заявители могут подавать иск самостоятельно, однако наличие официального представителя рекомендовано и даже необходимо для проведения слушаний. Совет Европы основал специальную схему помощи для заявителей, не имеющих необходимых средств для обеспечения наличия официального представителя.

Официальные языки Суда английский и французский, однако, заявление может быть подано на любом из государственных языков стран, подписавших Конвенцию. Далее после того как иск будет признан принятым к рассмотрению, должен быть использован официальный язык Суда, если только Президент одной из Палат не утвердит использование того языка, на котором был подан иск.

В течение трех месяцев после оглашения решения любая из сторон может потребовать рассмотрения дела Большой Палатой. Подобные требования рассматриваются комиссией из пяти судей в составе: Президента Суда, Президентов Секций, за исключением Президента той секции, которая участвовала в вынесении решения по делу, другими судьями выбираемыми путем ротации из судей, которые не входят в Палату.

Решения палаты становятся окончательными по истечении трехмесячного периода или ранее, если стороны объявили об отсутствии намерения требования пересмотра, либо после отклонения требования вышеупомянутой Комиссией.

В случае принятия Комиссией дела к пересмотру, Большая Палата принимает решение по делу большинством голосов, и данное решение является окончательным. Окончательные решения суда являются обязательными по отношению к Государству ответчику по делу. Хотя и не существует механизма, который бы заставлял государства исполнять решения Суда, прецедент отказа исполнить решение Европейского суда за все годы его существования был только один: по урегулированию ситуации на острове Кипр.

Ответственность по контролю за исполнением решения Суда несет Комитет Министров Совета Европы. Также Комитет Министров несет ответственность по контролю за адекватностью тех мер, которые были приняты Государством во исполнение решений Суда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Конституция РФ. Ст. 46, ч. 3.

Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека.

По состоянию на 9 февраля 2004 года через Европейский Суд прошло 8199 заявлений от Российской Федерации (от граждан Российской Федерации, а так же от иностранных граждан, обжалующих действия властей Росси). Эти заявления поступили с момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации (5.05.1998). Из этого числа заявлений в работе находится уже 2181 досье, готовое к решению. 45 заявлений было послано с запросом Правительству Российской Федерации, российским властям, 3 жалобы признаны приемлемыми и по 3158 жалобам заведены предварительные досье, по которым ведется переписка заявителей. Т.е можно предполагать значительное увеличение решений по Российской Федерации в 2005-2006 годах Интернет-конференция Совета Европы и Европейского Суда по правам человека «Европейские стандарты защиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации».

В то же время, незавершенность судебной реформы в Российской Федерации, плохое функционирование судов могут привести к констатации нарушений ст. 6 Конвенции, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Исходя из практики Европейского суда по правам человека, в котором около 50% рассматриваемых дел связаны с нарушением разумных сроков судебного разбирательства, может стать частой практикой то, что Европейским судом будут выноситься решения о нарушении Россией положений Конвенции в данной области.

Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемле­мые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он че­ловек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, от­мечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притяза­ния, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксиру­ются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании ис­ходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредст­венно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индиви­да. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосред­ственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «чело­веческим измерением», то есть правами индивида.

Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как та­ковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объ­ем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав челове­ка зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.



В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в це­лом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную сво­боду, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена обще­ства и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;

право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после вто­рой мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядер­ную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теорети­ческих подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополага­ющие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав челове­ка: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права челове­ка на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента пере­стали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международ­ного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутрен­ним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обра­титься в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма со­держится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав че­ловека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская ко­миссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесен­ное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обяза­тельный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации».

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон. Функции международного права: стабилизирующая функция; регулятивная функция; охранительная функция.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщего уважения прав человека; самоопределения народов и наций; международного сотрудничества; добросовестного выполнения международных обязательств. Источники международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Виды международных документов: международные конвенции (договоры между государствами, в законодательстве которых содержатся нормы, обязательные для международного сообщества); декларация (документ, положения которого не имеют строго обязательный характер для выполнения); пакт (одно из наименований международного договора).

Субъекты международного права: государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные организации (межправительственные – ООН, ЮНЕСКО, МОТ; неправительственные – Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Гринпис).

Международные организации , обеспечивающие совместные действия стран в защиту прав человека:

1. Организация Объединенных Наций (1945). Учредительный документ ООН – Устав ООН – является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, и другие.

Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам; Совет по Опеке ООН способствует прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости; Международный Суд ООН; Секретариат ООН.

К специализированным органам ООН по правам человека относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека, Комиссия по правам человека, Совет Европы. При Совете Европы образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В некоторых государствах права личности от произвола государственных учреждений защищает омбудсмен – специальное должностное лицо. В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к одной ветви власти.

Виды международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (деликты).

Виды ответственности государств:

1) Материальная ответственность: реституция (возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре); репарация (возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами).

2) Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации (восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого), сатисфакции (удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба), ограничений суверенитета и декларативных решений.

Виды международных преступлений: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции (принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя). Виды санкций: реторсии (например, установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством), репрессалии (эмбарго, бойкот, денонсация), разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборон; приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Источники международного гуманитарного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие.

Международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека: Европейский Суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

А) Гуманитарное право в мирное время

* Немалое внимание в международном гуманитарном праве уделяется иностранцам. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов , т. е. лиц без гражданства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

* Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

* Права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев регламентируются международным гуманитарным правом. Беженцы имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Б) Гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Основные направления международного сотрудничества в сфере вооруженных конфликтов: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм международного права. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Международное право ограничивает средства и методы ведения войны. Полностью запрещены следующие средства ведения войны: взрывчатые и зажигательные пули; пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы; биологическое оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству; повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие.

Запрещены следующие методы ведения войны: предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля; объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет; незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.; принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства; геноцид во время войны и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

На каких условиях состоялась первая сделка купли-продажи военного самолета? Первая в истории сделка купли-продажи военного самолета состоялась 8 февраля 1908 года, когда братья Райт (Орвилл и Уилбер) подписали контракт на поставку армии США одного самолета модели Райт-А за

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Международное воздушное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное гуманитарное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (лат. humanus - человечность, человеколюбие) - одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное космическое право МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО - складывающаяся в процессе освоения человечеством внеземного пространства отрасль международного права, которая представляет собой совокупность юридических принципов и норм, определяющих правовое

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное морское право МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм, регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) - система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное таможенное право (МТП) МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО (МТП) - совокупность норм и принципов (обязательств и правил), установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное частное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО - термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде "Комментарий о коллизии

Из книги Энциклопедия юриста автора

Уголовное право международное УГОЛОВНОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Его развитие в настоящее время обусловлено ростом преступности на

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Мировая экономика – это экономическая система, охватывающая национальные хозяйства всех государств и международные экономические отношения. Важнейшими элементами мировой экономики являются экономика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ






Title="Система СБСЕ Заключительный акт СБСЕ, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившег…">

















1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Что такое права человека? 1) Согласно естественно-правовой теории – это права, присущие самой природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам. Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

№ слайда 3

Описание слайда:

Международные документы Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

№ слайда 4

Описание слайда:

Защита прав человека Сегодня на территории Европы действуют три системы защиты прав человека:Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).Система Совета Европы (СЕ).

№ слайда 5

Описание слайда:

Система ООН В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который работает под руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа Комиссию ООН по правам человека. Каждый год на сессии Комиссии собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Система СБСЕ Заключительный акт СБСЕ, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.

№ слайда 7

Описание слайда:

Система Совета Европы Его ведущим документом стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением созданы специальные механизмы – Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

№ слайда 8

Описание слайда:

Международные преступления и правонарушения Виды международных преступлений:действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);преступления против человечности.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Международное гуманитарное право Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться.

№ слайда 11

Описание слайда:

Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Комбатанты – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными.

№ слайда 14

Описание слайда:

К комбатантам относятся личный состав регулярных вооруженных сил;иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов;экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;население неоккуппированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

№ слайда 15

Описание слайда:

Наемники - лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление.

Описание слайда:

Источники международного гуманитарного права Женевские конвенции 1949 г.: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I); «Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II); «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III); «О защите гражданского населения» (Конвенция IV).Женевские конвенции 1948 г.:против преступлений геноцида; Конвенция о беженцах.Дополнительные протоколы 1977 г.: Дополнительный протокол I (новые нормы, регулирующие международные вооружённые конфликты); Дополнительный протокол II (нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера).

№ слайда 18

Описание слайда:

Источники международного гуманитарного права Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей.Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия.Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие.Всеобщая декларация прав человека (1948), важнейшие положения которой получили развитие применительно к военному времени.

№ слайда 19

Описание слайда:

Основные нормы международного гуманитарного права Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

№ слайда 20

Описание слайда:

Основные нормы международного гуманитарного права Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Загрузка...