ecosmak.ru

За какой город отдал жизнь иван сусанин. Что сделал Иван Сусанин

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Вконтакте

Одноклассники

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».

Биография Ивана Сусанина

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.



Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Пожалуй, нет в России человека, который не слышал бы про Ивана Сусанина. Фигура Сусанина в народном сознании оказалась сродни фигуре Чапаева - о нем тоже сочиняют анекдоты и разные истории, которых никогда не было в реальности. Сусанин - часть российской истории, которая присутствует не только в прошлом, но и в настоящем. И даже появившиеся в последнее время публикации (авторы их, разумеется, не профессиональные историки) о том, что никакого подвига Сусанин не совершал, являются лишь тем самым исключением, которое подтверждает то самое правило.

Но попробуйте сказать в той же Костроме, что Сусанина придумали! Не дожидаясь ответа, придется быстро-быстро бежать, и желательно как можно дальше. Ну, например, в места, которые и сегодня официально именуют «сусанинскими». От областного центра это километров восемьдесят... Сначала видишь указатель о том, что вступаешь в пределы Сусанинского района. Впрочем, в самом райцентре Сусанино о легендарном земляке напоминает только сооруженный в традициях соцреализма монумент. Поставь на этом постаменте Ленина - ничего бы не изменилось...

Дальше путь лежит в село Домнино. Некогда родовая вотчина Романовых процветала. А сам Иван Сусанин был здесь старостой или, говоря по-нашему, главой администрации. Сегодня Домнино захирело, живут здесь 60 человек, и те в основном пенсионеры. Украшение села - Свято-Успенский храм, сооруженный в начале XIX века на том самом месте, где когда-то стоял дом матери первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича Ксении Ивановны, носившей в девичестве фамилию Шестова. Храм - действующий. На государство, в смысле реставрации, надежды мало, за порядком следят монахини Богоявленского-Анастасиина монастыря. А в прошлом году нашелся спонсор, который поменял кровлю.

Археологи ищут место, где находился дом Сусанина, и уверены, что рано или поздно найдут. А вот место, где Сусанин родился, и искать не надо - еще в 1913 году местные крестьяне «в память 300-летия подвига Ивана Сусанина» соорудили часовню на том самом месте в деревне под названием Деревеньки, где стоял дом Ивана Сусанина. Место это давно заросло лесом, но часовня пережила советскую власть без приключений.

Еще один памятный знак - так называемый Сусанинский камень. Огромная глыба, на которой имеется только лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613», установлена как раз в тех самых местах, где все, по преданию, и произошло. С высоты видны леса и болота. В лесу под ногами хлюпает. Местные жители говорят, что топи сохранились до сей поры, и, случается, неосторожные охотники в них попадают.

Известно о том, что случилось в 1613 году, в общем, не так и много. Долгое время единственным источником была жалованная грамота царя Михаила Романова, которую он «по совету и прошению матери» даровал зятю Сусанина Богдану Сабинину. Сабинин с семьей получил половину деревни в награду за подвиг Сусанина, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович. Ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».

Известно, что Костомаров, к примеру, сомневался в подвиге Сусанина, но в конце XIX века другой историк - Самарянов - доказал, что отряд поляков и литовцев действительно подходил к селу Домнино с целью захватить Михаила Романова, в то время уже провозглашенного царем. Вопрос «зачем?» имеет вполне конкретный ответ: для того чтобы устранить главного соперника - польского королевича Владислава, который тоже претендовал на русскую корону. Сусанин взялся быть проводником, но вместо Ипатьевского монастыря увел вражеский отряд в дремучие леса. Согласно преданию, он успел послать своего зятя к царю с советом укрыться, а на следующий день сам раскрыл полякам свой обман и, несмотря на пытки, ничего не сказал, за что был изрублен поляками «в мелкие куски».

Грамоту 1619 года подтверждали еще трижды - в 1641, в 1691 и в 1837 годах. В 30-е годы XIX века появился целый ряд произведений о личности и подвиге Сусанина. Рылеев написал широко известную «Думу», Глинка - оперу, а Полевой - драму «Костромские леса». Вскоре в Костроме по повелению Николая I был установлен памятник: «Во свидетельство, что благодарные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Увы, политические потрясения этот памятник не пережил. Новая власть никак не могла допустить, чтобы в центре Костромы стоял такой памятник: на верху гранитной колонны - бюст царя, а у подножия - склоненная фигура Сусанина... Гранитная колонна и по сей день лежит на этом месте, а в 1967 году установили новый памятник, к которому вопросов, понятное дело, не возникало.

Кстати, о вопросах. Во время пребывания Патриарха Всея Руси Алексия II на Костромской земле одна студентка спросила его, будет ли Иван Сусанин причислен к лику святых. Патриарх выразился в том смысле, что Церковь над этим вопросом работает.

Все дело, действительно, в том, чтобы было кому работать. Все «сусанинские места» позабыты, туристы сюда не едут, потому что никто не везет. Да и как везти, если необходимая инфраструктура напрочь отсутствует. Поэтому и едут сюда исключительно любопытствующие и те, кто интересуется историей своей страны.

Но, как ни странно, некоторая надежда на то, что положение дел изменится к лучшему, все-таки есть. Уже два года, как живет в Домнино переехавшая из Приморья Галина Старченко. Сейчас она строит недалеко от храма трапезную, а в принципе хотела бы организовать в Домнино целый туристический комплекс. Гостиницу строить, конечно, никто не будет, а вот избы в русском стиле с положенным уровнем комфорта должны появиться. По замыслу Старченко, найдется работа и местным жителям: они будут заниматься ремеслами, как в старину, - катать пимы, ткать и так далее (небесплатно, конечно). Вряд ли кто-то откажется попариться в русской баньке и порыбачить на живописной речке Шача. Находятся и инвесторы, которые понимают, что история для Домнино - это на самом деле еще и экономика.

Но не все измеряется деньгами. Галина Старченко рассказывает: «Я живу в историческом месте и чувствую, как все было. Здесь душа растет вместе с человеком. Представляю, как жила Ксения Ивановна Шестова, и с каждым днем зреет желание увековечить память этой женщины. Ведь Филарет Романов еще пять лет был в плену, когда Михаил стал русским царем. Все эти годы мать была рядом с сыном, и, я думаю, через нее обращалась к нему божья благодать». В память о матери русского царя Галина Старченко мечтает поставить памятник рядом с храмом. Один из костромских скульпторов уже выполнил модель, и, если найдутся необходимые 500 тысяч рублей, мечта станет явью.

Историки спорят, где совершил свой подвиг Иван Сусанин, а местные жители запросто покажут вам то самое Чистое болото. Правда, один из старожилов имеет другую точку зрения и ссылается при этом на своих предков. Но, в общем-то, здесь все все знают: «Так немного лет-то прошло... Четыреста лет - это ведь не срок». Если проект Старченко увенчается успехом, то по специально проложенному настилу через болотистые места люди смогут посетить оба места, которые сегодня считаются «теми самыми».

А может быть, и государство задумается. Конечно, проще выпускать водку «Иван Сусанин» и произносить красивые речи. При этом хоть бы копейку перечислили на то, чтобы привести «сусанинские места», которыми принято гордиться на официальном уровне, в божеский вид. Все недосуг. Но завтра может быть поздно.

Село Домнино - Новосибирск

Фото автора

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся.

Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794—1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царствование). Так, если учитывать природно-климатические факторы и расположение польских войск, наиболее вероятной датой гибели можно считать 30 марта 1613 года.

Доказательства и сомнения

Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.

  • Монахини Богоявленско-Анастасииного женского монастыря у памятного камня, установленного на месте гибели крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина
  • РИА Новости

В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.

Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.

«…Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти...» — отмечалось в документе.

Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.

В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).

Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.

Долгожданная находка

Большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова. Эксперты сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.

В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века.

Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.

Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области — сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все найденные кресты оказались католическими, а один из православных был разрублен.

  • Фрагмент картины Михаила Нестерова «Иван Сусанин»

Скорее всего, именно здесь и погиб Сусанин. Исследование его предполагаемых останков позволило установить возраст (45-50 лет), рост (около 165 см) и причину смерти — удар по голове.

Помимо этого, историки определили, что Сусанин — это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. Сусанин дословно означает сын Сусанны — так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество «Осипович», которое часто упоминается в литературных источниках, является выдумкой.

Не вызывает особых споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.

Символ единства

Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.

«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина... Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.

Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и «солдаты удачи». Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.

«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя», — заметил собеседник RT.

Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие, самодержавие, народность».

  • Памятник Ивану Сусанину в Костроме
  • Варвара Гертье

Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.

Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.

Загрузка...