ecosmak.ru

Валютно-финансовые организации системы оон. Организация объединенных наций Специализированные учреждения ООН

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

Международный Валютный Фонд (МВФ) – создан в 1944г. в соответствии с решениями Бреттонвудской конференции как механизм наблюдения за системой валютных курсов и постепенно трансформировался в наиболее влиятельную междун. орг-ю, регулирующую межд. макроэк-ку. Штаб-квартира МВФ нах-ся в Вашингтоне. Структура МВФ: Совет управляющих - высший орган, временный комитет, Исполнительный совет, Руководство, Персонал – граждане более 100 стран мира. В целях достижения стабильности в межд. экономике МВФ выполняет след-е осн. фун-и: 1.надзор за валютными курсами и макроэконом. политикой стран-членов и развитием межд. экономики в целом. Страны-члены обязаны предоставлять МВФ по его запросу детальную информацию о реальном ден., бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике прав-ва. Глав. цель надзора – своевременно выявить опасные макроэконом. Дисбалансы, способные повлиять на стабильность валют.курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению; 2. финансовая помощь – использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую действия прав-ва по преодоления этих трудностей. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, к-е разрабатываются совместно экспертами МВФ и прав-м страны в рамках программы эконом.реформ, но проведение жесткой кредитно-денеж. политики, на к-й настаивает МВФ, нередко воспринимается странами как давление на них.; 3. техническая помощь – содействие МВФ странам-членам в области денеж., валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки фин. и эконом. законодат-ва и подготовки кадров. Специфической функцией МВФ, возложенной на него международным сообществом, является пополнение межд. резервов с помощью выпуска СДР. Для каждого нового члена МВФ определяется его квота в капитале фонда в денежной единице, используемой в МВФ. В настоящее время эти квоты превышают 210 млрд. СДР. СДР – специальные права заимствования, введенные в 1969г. Стоимость одной единицы СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из 4 основных валют ($, евро, японская иена, фунт стерлингов), удельный вес к-х пересматривается 1 раз в 5 лет. От величины квоты зависит: число голосов страны в МВФ, максим. объем ресурсов, к-е страна может получить в случае необходимости, доля страны при распределении СДР, а также порядок представительства в органах управления фондом. Каждый член МВФ имеет 250 базовых голосов плюс 1 голос на каждые 100тыс. СДР. Размер квоты имеет особое значение, так как при рассмотрении вопросов в МВФ используется разный принцип принятия решений: для наиб.важных реш-й – 85% голосов, менее важных – 75%, остальных –простое большинство. Россия является членом МВФ с 1992г.

Параллельно с МВФ был создан и начал деят-ть Международный банк реконстрцкции и разцития – МБРР и его филиал – Межд. ассоциация развиятия (МАР), образующие Всемирный (Мировой) Банк (Вб). В структуру Вб также входят Межд.фин.корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ), Межд. центр по урегулированию инвестиционных споров(МЦУИС). МБРР образован в 1945 г. и его основной задачей является стимулирование экономического развития стран-членов МБРР, содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Высший орган МБРР - Совет управляющих. Текущую деятельность осуществляет директорат. Капитал МБРР образован из взносов государств-членов. Основной деятельностью МБРР является предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям под гарантию их правительств.

МФК создана в 1956г. как самостоятельное учреждение, средства кот-го отделены от МБРР. Деят-ть МФК направлена на стимулирование эконом. роста частного сектора в развивающихся странах (кредитование операций для частных предприятий), а также в странах с переходной экономикой, и мобилизацию капитальных ресурсов (внутр. и внеш.) для осуществления поставленной задачи. Деят-ть МФК не базируется на гарантиях гос-ва, а строится на рыноч. принципах.

МАР – создана в 1960г. для оказания содействия эконом. прогрессу менее развитых стран, к-е не могли выполнять жесткие требования МБРР. Это страны, где уровень ВВП на душу населения ниже определенного предела. Данный уровень регулярно пересматривается в сторону увеличения с учетом достигнутого эконом. роста. Ресурсы МАР складываются из взносов стран-членов, а также за счет возврата кредитов, выданных в предыдущий период. Нек-я часть средств поступает из бюджета МБРР. МАР предоставляет фин. ресурсы только правительствам, средний срок погашения кредитов (по ним не взимаются %) – 30-40 лет, но за обслуживание взимается плата – 0,5%от используемого объема кредита. В 1988г. был создан филиал Вб – МАГИ , основной задачей которого является стимулирование инвестиций в странах-членах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам против возможных потерь, вызываемых некоммерческими рисками, а также оказания консалтинговых услуг странам-членам с целью создания благоприятного инвест.климата и адекватной информационной базы. МЦУИС – был учрежден в 1966г. Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Межамериканский, Азиатский, Африканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европ. Банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др.

Универсальная международная организация, которая занимается всем, чем только можно. Большинство развивающихся стран свое участие связывают с экономическими связями с другими государствами. Среди целей ООН – 2.1 – «разрешение экономических и социальных проблем»; гл. 9 – Международное экономическое и социальное сотрудничество (ст. 55 – ООН содействует повышению уровня социальной стабильности и разрешает проблемы экономического и социального плана); гл. 10 посвящена ЭКОСОСу, занимающемуся

сотрудничествам в экономической и социальной сфере.

Контроль за международным экономико-социальным сотрудничеством осуществляется Генеральной Ассамблеей ООН, под руководством которой и действует ЭКОСОС (см. ст. 60 Устава ООН).

Ст. 13. Компетенция Генеральной Ассамблеи: в ____ исследования и рекомендации в условиях сотрудничества между государствами в экономической и социальной областях.

Практическая деятельность ООН по реорганизации этих положений. Сотрудничество ведется как т. н. «участия развития» = стратегии развития на определенные десятилетия, программы предполагались по конкретным мероприятиям (например, стройка больниц…). Они ведутся лишь по просьбе самих государств! Приемы могут быть и воплощением определимых слоев населения (вопросы молодежи, женщин, миграции…)

Аккумуляция средств на эти программы осуществляются ПРООН (программным развитием ООН), осуществляющим административный контроль за выполнением программ. ПРООН финансирует даже наиболее необходимые проекты, от которых отказались другие. Руководит ПРООН-ом исполком (34 члена), состоящий из развитых и развивающихся стран; во главе – Администратор ПРООН управляет несколькими фондами:

1)фонд капитального развития (предоставление кредита и займа….)

2)фонд специальных мероприятий

3)оборотный фонд (исследование природы ресурсов)

В рамках ПРООН с 1971 года действует «программа добровольцев». Они направляются в развивающиеся государства. Существует система заключения двухгодичных контрактов с добровольцами.

Специализированные учрежденияООН по экономическому и социальному сотрудничеству, имеющая в виду финансовые международные организации . Они имеютнекие особенности по сравнению с другими учреждениями ООН. Они:

а) международный валютный фонд

б) всемирный банк (это лишь название, объединяющее несколько организации финансового направления)

а) МВФ . Решение о нем – в 1944 году в Бритон-Будсе. Реально он существует с 1945 года. Цели МВФ:

· содействие мировому сотрудничеству путем механизма консультаций и согласованных действий по валютным операциям;

· способствовать сбалансированному росту международной торговли;


· способствовать созданию многосторонней системы платежей по текущим операциям.

Все государства – члены МВФ обязаны следовать выработанным правилам:

· изменения соотношения валютной ценности национальной валюты к другим валютам – лишь в исключительных случаях и только согласованию с МВФ.

· не должно быть практики, кот не разрешается фондом.

· Может быть заимствование валюты в обмен на свою национальную или золото под определенные проценты для стабилизации ситуации в стране.

Органы МВФ:

Исполнительный Совет – состоит из 24 исполнительных директоров, 8 из которых постоянные члены (РФ, США, Великобритания, Франция, Япония, ФРГ, Саудовская Аравия, Китай). Решения в финансовых организациях принимаются путем так называемого «взвешенного голосования»: каждое государство-член имеет 250 голосов + по 1 голосу за каждые 100000$ взноса, т. е. Государства имеют разное количество голосов (больше всего у США, около 20%; у Японии – 4,5%)

Число сотрудников МВФ – 2700.

б) Всемирный Банк.

Создан в то же время, что и МВФ.

Международный Банк Реконструкции и развития постепенно приращивает новые органы => сейчас еще + 5 международных организаций:

Международная финансовая корпорация;

Международная ассоциация развития (займы наиболее бедным странам, долгосрочные кредиты на 50 лет);

Международный фонд сельскохозяйственного развития;

Международное агентство по инвестиционным гарантиям;

Международный центр по решению инвестиционных споров.

Банк предоставляет займы только в производственных целях и только на конкретный проект (заем должен быть гарантирован правительством страны). Раньше давали на 10 – 20 лет, а теперь – на 25 – 30 лет под 7%. Банк контролирует использование всех средств для их эффективного использования.

Органы этого Банка:

Совет Управляющего (ежегодные сессии) – это орган полного состава;

Директора – распорядители (22 человека);

Председатель – глава (президент) Банка.

1)те, кто платит взносы по конвертируемой валюте (64% голосов);

2)те, кто платит 10% в конвертируемой валюте, а остальное в национальной (в этой системе США имеют 26% голосов, Великобритания – почти 11%).

Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, созданные на основе международных договоров, имеющих широкую международную ответственность в сфере экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных сфер и связанные с ООН посредством ЭКОСОС специальными международными соглашениями. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей ООН. По Уставу ООН Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС имеют некоторые права в отношении специализированных учреждений ООН. Например, Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения с ними, проверяет их административные бюджеты с целью предоставления рекомендаций заинтересованным субъектам (п. 3 ст. 17); ЭКОСОС уполномочен согласовывать деятельность специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций, рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам - членам ООН (п. 2 ст. 63), принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов (п. 1 ст. 64), проводить мероприятия для участия без права голоса представителей этих учреждений в обсуждении вопросов Совета или в созданных им комиссиях, а также для участия представителей Совета в обсуждении вопросов в этих учреждениях (ст. 70).

В правовом статусе для специализированных учреждений ООН характерны следующие черты: 1) договорная основа деятельности; 2) широкая международная ответственность, определенная в Уставе ООН; 3) специализированный характер деятельности в социально-экономической и гуманитарной сферах; 4) наличие связи с ООН. Этот комплекс правовых факторов предопределяет выделение специализированных учреждений ООН в особую группу международных организаций.

Эти международные организации по сфере деятельности могут быть разделены на три группы. Первую образуют специализированные учреждения ООН экономического характера, то есть те, которые функционируют в сфере международной торговли, финансов, транспорта и связи. К ним относятся: Международный банк реконструкции и развития; Международный валютный фонд; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития (МАР); Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАІГ); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО1); Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСГР); Международная морская организация (ИМО); Организация международной гражданской авиации (ИКАО); Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ); Всемирная метеорологическая организация (ВМО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Во вторую группу входят специализированные учреждения ООН социального характера - Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения.

Третью группу специализированных учреждений образуют организации культурно-гуманитарной направленности: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная организация по туризму.

Рассмотрим организационно-правовой механизм деятельности некоторых специализированных учреждений ООН.

Международный банк реконструкции и развития создан 27 декабря 1945 г., когда 28 государств подписали соглашение, разработанную на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. По состоянию на 1 мая 2009 г. членами МБРР были 185 государств, в том числе Украина.

Цели МБРР: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, шоссейные дороги и железные дороги, порты, электросвязь, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание); поощрять частные иностранные капиталовложения и в случае трудностей получения частного капитала дополнять его предоставлением займов для целей производства; способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов государств-членов.

МБРР финансирует кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые Банк получает на мировых рынках, а также нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных займов. Займы предоставляются государствам - членам МБРР, их политико-территориальным единицам и частным коммерческим структурам на их территории. Кроме предоставления займов, Банк осуществляет широкий спектр услуг по технической помощи. Процент по займам устанавливается согласно стоимости кредитов, получаемых МБРР на международных рынках капиталов. Государства - получатели займов обязаны выполнять рекомендации Банка, предоставлять ему отчеты об использовании займов и необходимую информацию.

В структуру МБРР входят Совет управляющих (высший орган), директора-исполнители (исполнительный орган), комитеты. Рабочий язык - английский. Возглавляет МБРР Президент, которого избирают директора-исполнители сроком на пять лет. Местонахождение МБРР - Вашингтон (США), также есть отделения в Париже и Токио..

Следует отметить, что МБРР е ключевым институтом группы Мирового банка, в который также входят МФК, МАР, МЦУИС и МАІГ. Целью Всемирного банка является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем предоставления им финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. Структурные подразделения Всемирного банка являются самостоятельными юридическими лицами, что, однако, работают на одну цель и под руководством одной административной системы.

Международный валютный фонд действует на основе соглашения, разработанной параллельно с Соглашением о МБРР на Бреттон-Вудской конференции 1944 г. МВФ начал функционировать с 27 декабря 1945 г., когда соглашение о его создании вступил в силу.

МВФ имеет следующие цели: координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов (кратко -, средне - и частично долгосрочных) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд также стремится содействовать международному сотрудничеству в валютной сфере и расширению торговли.

Фонд имеет в распоряжении пул (от англ. pool - общий котел) финансовых средств, предоставляемых государствам-членам для выполнения программы ликвидации дефицита платежного баланса временно и на определенных условиях.

Структурно МВФ состоит из Совета управляющих (высшего органа), Исполнительного совета в составе директора-распорядителя и 24 исполнительных директоров, Секретариата. Директор-распорядитель является главным должностным лицом Фонда. В МВФ, как и в МБРР, решения принимаются на основе системы взвешенных голосов. Каждому государству - члену Фонда и Банка принадлежит количество голосов, пропорциональное его взносу в финансовые ресурсы этих специализированных учреждений ООН, что в конечном итоге отражает ее долю в мировой экономике. Рабочая речь МВФ - английский. Местонахождение штаб-квартиры МВФ - Вашингтон (США), отделений - Париж и Женева.

Международная организация труда была создана в 1919 г. по Версальскому договору как автономное учреждение, связана с Лигой Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН была утверждена 14 декабря 1946 г. Таким образом, МОТ является первым специализированным учреждением, связанным с Организацией Объединенных Наций. На 1 мая 2009 г. в МОТ входило 182 государства. Украина е членом МОТ с 1954 г. Наряду с правительствами в МОТ представлены работники в лице профсоюзов и работодатели (предприниматели).

Цели МОТ: содействовать обеспечению социальной справедливости для всех трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить руководящими принципами для национальных властей при проведении соответствующей политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества с целью оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Один из наиболее важных направлений деятельности МОТ - разработка и принятие конвенций и рекомендаций. За время существования МОТ приняла более 180 конвенций (Конвенция 2007 года о труде в рыболовном секторе - 188-я по счету и последняя состоянию на 1 января 2010 г.) и около 200 рекомендаций. В этих документах устанавливаются международные стандарты в сфере труда, трудового найма и профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, техники безопасности и охраны труда. Украина ратифицировала более 50 конвенций МОТ.

Другим важным направлением деятельности МОТ является предоставление консультаций экспертами и технической помощи по вопросам, связанным с политикой труда и социальной политикой.

В структуру МОТ входят Международная конференция труда (высший орган); Административный совет; Международное бюро труда (МБТ), что является секретариатом МОТ. Рабочие языки МОП - английский, испанский и французский. Местонахождение МОТ - Женева.

С 1 июня 1996 г. в Киеве работает отделение МОТ. Аналогичные отделения также функционируют в столицах других государств-членов.

Существуют две международные организации, чья деятельность имеет довольно специализированный характер, но в состав специализированных учреждений ООН они не входят. Это Международное агентство по атомной энергии (MATATE) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Международное агентство по атомной энергии - автономная межправительственная организация, созданная под эгидой ООН. Устав MATATE был принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г.

MATATE является единственной универсальной международной организацией по мирному использованию атомной энергии. По состоянию на 1 мая 2009 г. членами Агентства были 146 государств.

Согласно Уставу MATATE цели Агентства следующие: достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; обеспечение, насколько это возможно, чтобы помощь, которая им предоставляется, или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

MATATE поощряет и направляет развитие и использование атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.

В рамках MATATE сложилась разносторонняя и эффективная система контроля (гарантий) с целью недопущения использования ядерных материалов и оборудования, предназначенных для мирных видов деятельности, на военные нужды. Этот контроль на местах осуществляют инспекторы MATATE. Неядерные государства, участвующие в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г., должны заключать соглашение с Агентством о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. Украина после присоединение в 1994 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия заключила такое соглашение с MATATE. Более 900 ядерных установок во всем мире находятся под контролем Агентства. Такие ядерные державы, как Великобритания, Китай, Россия, США и Франция, в добровольном порядке поставили под контроль MATATE некоторые мирные ядерные установки.

MATATE состоит из Генеральной конференции (высший орган), Совет управляющих (исполнительный орган), Научно-консультативного комитета и Секретариата. Местонахождение центральных учреждений MATATE - Вена (Австрия).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является многосторонним соглашением, основу которой составляет свод правовых норм, регламентирующих торговые отношения между государствами-участницами, а также международной организацией для проведения переговоров и консультаций по торговым вопросам. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г.

На 1 января 1995 г. полноправными членами ГАТТ были 128 государств; еще большее количество государств принимало участие в разных формах сотрудничества с ГАТТ. У1995 г. ГАТТ переименован в Мировую организацию торговли (ВТО).

Главная цель ГАТТ - это либерализация мировой торговли и постановка ее на стабильную основу, содействие этим экономическому росту и развитию, повышению благосостояния народов мира.

Основные принципы ГАТТ сводятся к тому, что торговля должна осуществляться на недискриминационной основе (принцип "нации наибольшего благоприятствования"); отечественная индустрия должна защищаться только с помощью таможенных тарифов, а не количественных ограничений и других мер; тарифы должны сокращаться на основе многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии; государства-участники должны консультироваться между собой с целью решения торговых проблем.

В 1963 г. основным вопросом в деятельности ГАТТ было снижение таможенных тарифов. В результате пяти раундов переговоров были согласованы взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов и меры по снижению и регулированию нетарифных торговых барьеров. У1964-1967 г. был проведен 6-й раунд переговоров (Кеннеди-раунд). В сентябре 1973 г. в Токио страны - участницы ГАТТ приняли декларацию, которая провозгласила начало 7-го раунда переговоров (Токио-раунд). В 1986 г. в г. Пунта-Дель-Эсте (Уругвай) был начат Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, который завершился в 1994 г. подписанием соглашения о создании на базе ГАТТ с 1 января 1995 г. новой международной организации - Всемирной торговой организации (ВТО).

Высшим органом ГАТТ была Сессия договаривающихся сторон (государств-участников), которая проходила ежегодно. Решения ГАТТ обычно принимались на основе консенсуса. Если проводилось голосование, каждая сторона имела один голос. В период между сессиями действовал Совет представителей - оперативный руководящий орган ГАТТ. Местонахождение Секретариата ГАТТ - Женева.

В связи с созданием ВТО на базе ГАТТ структура новой организации претерпела определенных изменений в соответствии с Соглашением о создании ВТО 1994 г.

к международным экономическим организациям системы ООН относятся также и международные валютно-финансовые структуры. В состав этих образований, прежде всего, входит Всемирный банк, который включает Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития. Международную финансовую корпорацию и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Широко известной финансовой организацией ООН является Международный валютный фонд.

МБРР - Международный банк реконструкции и развития - создан по решению Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Бреттон-Вудсе. Банк начал свою деятельность в 1945 г. Первоначально «Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития» подписали 28 стран. Но в состав Банка можно было вступить другим странам, если они являлись членами МВФ. В конце 90х годов государствами - членами МБРР было 180 государств. По Уставу каждая страна, желающая стать членом МБРР, должна стать подписчиком его капитала, размеры которого определяются Банком. Россия вступила в МБРР и в МВФ в 1992 г. Ее сумма взноса в МБРР соответствует квоте в МВФ и составляет 3% обшей величины капитала Банка. Квота России в размере 33,3 млн долл. была внесена в, конвертируемой валюте в сумме 33,3 млн долл. ив национальной валюте - 299,9 млн долл.

Целью создания МБРР было содействие реконструкции и развитию территорий тех государств, которые являлись его членами, путем поощрения капиталовложений для реализации производственных программ. Но предварительно Банк должен был убедиться в том, что необходимые для производственных целей средства Они не могли получить из других источников. Важное условие функционирования Банка - решения о предоставлении займов обязательно должны исходить только из экономических соображений. Своими финансовыми средствами Банк должен способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли. При предоставлении займов МБРР обязан также уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по ним. Кроме предоставления займов Банк оказывает широкий услуг по линии технический помощи.

Главный источник финансирования кредитных операций Банка - взносы государств членов. Банк прибегает к использованию заемных средств с финансовых рынков, а также поступающих платежей в погашение ранее предоставленных займов.

К руководящим органам Банка относятся следующие структуры:

Совет управляющих;

Совет директоров исполнителей, или Исполнительный совет;

Комитет по развитию;

Президент банка.

Штаб-квартира МБРР расположена в Вашингтоне.

МАР - Международная ассоциация развития - представляет собой межправительственную организацию, специализированное учреждение ООН. Создана в 1960 г. как филиал МБРР. Ее участниками могут стать все страны - члены МБРР в сроки и на условиях, которые устанавливаются МАР.

Международная ассоциация развития была учреждена для содействия экономическому развитию, повышению производительности труда и уровня жизни населения развивающихся государств.

Хотя МАР во многих отношениях не отличается от МБРР, так как обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, тем не менее, у нее есть своя специфика:

Во-первых, в отличие от МБРР, который финансируется государствам и членами, источниками финансирования МАР являются преимущественно взносы стран доноров, в роли которых выступают промышленно развитые страны, а лишь частично в этом процессе принимают участие развивающиеся государства.

Во-вторых, специфика МАР состоит в том, что она предоставляет беспроцентные кредиты. При этом кредиты МАР предоставляются беднейшим и наименее кредитоспособным странам. При выделении кредитов учитывается масштаб территории страны, годовой доход которых на душу населения и степень эффективности экономической политики ее правительства. Только те развивающиеся государства, годовой доход на душу населения составляет менее чем 1035 долл., могут пользоваться займами МАР. Займы предоставляются на 35-40 лет, и их погашение начинается по истечении 10летнего льготного периода.

МАР имеет единое с МБРР руководство. Президент, управляющие и директора МБРР занимают аналогичные должности и в МАР. Штаб-квартира МАР находится в Вашингтоне.

МФК Международная финансовая корпорация. Создана в 1956 г. как филиал МБРР. Тем не менее, она является самостоятельным юридическим лицом и располагает собственными денежными средствами, которые не принадлежат Банку. Членами МФК могут быть только страны - члены МБРР.

Цели МФК:

Оказание помощи в финансировании частных предприятий, которые могут содействовать развитию за счет капитало вложений без гарантий возмещения со стороны правительств стран их расположения;

Использование возможности объединения инвестиций местного и иностранного капитала 9 передовыми методами управления;

Поощрение притока частного капитала, как местного, так и иностранного для капиталовложений, в производственные предприятия в странах - членах Корпорации.

Финансовые ресурсы, из которых МФК выдает кредиты, складываются из взносов по подписке на уставный капитал, из ссуд и дотаций МБРР, из привлекаемых кредитных ресурсов Других финансовых организаций. МФК играет также видную роль в мобилизации дополнительных капиталов для развивающихся государств из частных источников за счет совместного финансирования объектов, с индицирования займов, а также за счет размещения ценных бумаг и предоставления гарантий.

Доводящие органы МФК имеют следующие структурные подразделения:

Совет управляющих;

Директорат;

Президент.

Штаб-квартира МФК находится в Вашингтоне. Но МФК имеет отделения, представительства и консультативные бюро по разработке проектов во многих городах мира - в Лондоне, Париже, Франкфурте на-Майне, Токио и др.

МАИГ - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Основано в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР. Обладает юридической и финансовой независимостью и считается специализированным учреждением системы ООН.

Цели функционирования МАИГ сводятся к следующим:

Поощрять иностранные инвестиции на производственные нужды, особенно в развивающихся государствах, в порядке дополнения деятельности других финансовых институтов группы Всемирного банка;

Предоставлять инвесторам гарантии на инвестиции в развивающихся государствах против потерь от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивать страхование от политического риска. Сюда относят экспроприацию или аналогичные меры, запрет на вывоз валюты, нарушение договоров, войну и гражданские беспорядки.

Главным источником финансирования операций МАИГ является уставный капитал.

Руководящие органы МАИГ состоят из следующих структур:

Совет управляющих, разрабатывающий основы деятельности;

Директор, отвечающий за текущую деятельность;

Президент МАИГ (назначается по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директората).

МВФ - Международный валютный фонд - является межправительственной валютно-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. МВФ, как и Всемирный банк, был создан на международной валютно-финансовой конференции союзников в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе.

МВФ имеет следующие официальные цели:

Проводить и осуществлять сотрудничество между странами членами по международным валютным проблемам;

Предотвращать конкурентное обесценение валют, способствовать их стабильности;

Устанавливать многостороннюю систему платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, мешающих росту мировой торговли;

Предоставлять кредиты странам членам для урегулирования платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальном и международном уровнях.

Фонд обусловливает предоставление кредитов определенными требованиями. Прежде всего, от члена МВФ, желающего получить кредит, необходимо получить заверения о способах решения своих проблем с платежами. Речь идет о том что при предоставлении финансовой помощи Фонд требует от занимающей страны введения режима жесткой экономии, проведения реформы налоговой политики, сокращения бюджетных расходов путем замораживания заработной платы государственных рабочих и служащих, уменьшения субсидий, сокращения инвестиционных программ и проведения других аналогичных мероприятий. При этом, поскольку Фонд исходит из того, что имеющиеся в его распоряжении денежные средства существуют для всех членов этой организации, то заимствующая валюту страна вернет ее, как только будут решены ее проблемы платежей, с тем чтобы не ограничивать доступ к этой валюте других членов Фонда.

В связи с тем, что МВФ организован по принципу акционерного общества, число голосов стран-участниц при принятии решений определяется пропорционально их доле в капитале. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании - 5,1, Германии - 5,5, Франции - 5,1, Италии - 3,1, Японии - 5,6, Канады - 2,9%. Эти цифры свидетельствуют о том, что США и страны Западной Европы располагают полной возможностью контролировать процесс принятия решений в МВФ.

Высший руководящий орган Фонда - Совет управляющих, который включает представителей всех стран - членов этой организации, Оперативной деятельностью Фонда руководит директорат, состоящий из 22 человек.

Загрузка...