Значение леса в природе и жизни человека. Значение леса в природе и жизни человека III
Класс: 4
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
С. Погорельский
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1
II. Сообщение темы и целей урока.
– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?
(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)
– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)
Тема нашего урока: “Лес и человек”.
Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
III. Проверка знаний и умений.
1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1 .
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
2. Групповая работа.
Вопросы для ботаников:
I-я Группа ботаников
Карточка-помогайка:
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге?
(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2
Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
II-я группа ботаников
Карточка-помогайка:
- Расположение смешанных и широколиственных лесов.
- Природные условия в этих лесах.
- Что объединяет растения этих лесов?
- Какие растения растут в этих лесах?
К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6
Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.
Зоологи
Карточка-помогайка:
- Птицы тайги, что их объединяет.
- Животные тайги, что их объединяет.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.
(Хвойный)
– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)
– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
– Какое дерево является символом России? (Берёза)
– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)
– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)
– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)
– Какой лес мы называем тайгой?
IV. Работа с новой темой
С.Никулина “Русский лес” Слайд 9
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. |
Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. |
А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. |
Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. |
Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. |
Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. |
Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. |
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(Между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека?
Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…
Место отдыха
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)
– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”
Источник чистой воды и пищи
А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
– Значит, лес для человека – это источник топлива.
Источник топлива
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”
– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)
– Чем для них является лес?
– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)
– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.
Дом для растений, животных, грибов
– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!
Статья “Роль леса в природе и жизни людей”
– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
– Чем является лес для воздуха? (Защитник)
– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).
Защитник воздуха, водоёмов и почв
– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)
– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11
– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)
– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?
– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.
– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12
растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13
птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14
звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15
– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
VI. Работа по теме.
Продолжение изучения новой темы.
– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.
– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.
В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.
Чтение памятки (с.111-учебник).
– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
Какие это действия?
- Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
- Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
- Загрязнение леса бытовым мусором.
- Разведение костров.
– О чём должны помнить люди, приходя в лес?
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Слайд 17
VIII. Подведение итогов урока.
– Назовите значение леса для человека.
IX. Домашнее задание.
Учебник (С.106-113).
Тетрадь (с.35).
Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.
Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.
(Бамбуковый лес )
Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.
Значение леса в природе
В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.
Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.
Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.
Значение леса в жизни человека
Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.
Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.
Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.
Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.
Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.
Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
Цели урока :
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;
Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;
Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
I. Организационный момент
Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.
Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!
Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)
А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)
Кто может сформулировать тему нашего урока ?
Сообщаются тема и цели урока .
Тема нашего занятия - «Лес и человек »
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
Расскажите о тундре.
Что вы можете рассказать о тайге?
Назовите деревья, которые растут в тайге
Какие животные обитают в тайге?
А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?
Растительный мир лесов
2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)
Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?
По каким признакам узнали?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .
2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .
Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
3. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)
4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).
Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.
2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).
Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).
4) А как лес может обогреть человека ?
Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).
5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).
Как вы это понимаете?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе
7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).
Как лес защищает водоемы?
Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .
5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.
1. Природная зона лесов состоит из :
1) пяти частей;
2) двух частей;
3) трех частей;
2. Самую большую территорию занимают :
1) смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса;
3. В тайге растут :
1) пихты, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели;
3) березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :
1) овцебык, морж, розовая чайка;
2) краснозобая казарка; кречет; стерх;
3) аист; морж; тюлень;
5. Охрана лесов - это….
1) обязанность государства;
2) обязанность государства и долг каждого гражданина;
3) забота самих обитателей леса;
2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)
Какой лес мы называем тайгой?
Какое дерево является символом России?
- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».
Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.
Кто является санитаром леса?
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Плодами, какого дерева являются желуди?
Выполняют на карточках по парам.
Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .
3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .
4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .
V. Итог. Рефлексия
Давайте подведём итог нашего урока .
Попробуйте ответить на эти вопросы.
Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
Что показалось интересным?
Что запомнилось?
О чем захотелось узнать побольше?
Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)
Молодцы! Хорошо поработали на уроке .
VI. Домашнее задание
Открыли дневники и записали домашнее задание
2) Тетрадь страница 51-52
Спасибо огромное за урок !
Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!
Подумай и запиши, какую роль лес
играет в твоей жизни.
Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.
Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.
Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.
Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел,
дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский
тигр
Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.
Как разводить костёр
Дети не должны разводить костёр одни, без старших |
|
Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности. |
|
Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться. |
|
Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке. |
|
Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место |
Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).
Тема сообщения: Венерин башмачок
План сообщения:
1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты
Важная информация для сообщения:
Венерин башмачок– растение семейства
орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними
из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин
башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится
о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя,
скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких
деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок
с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный
цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную
туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки»,
«марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин
башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями
или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество.
Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство
при бессоннице. Также его применяют при головной боли.
Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия
А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2ученик .В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель : А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
4.Работа с учебником стр.106.
Учитель: -Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске — ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
АПТЕКА |
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ |
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ |
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА |
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ |
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ |
5. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. (да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. (да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. (не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Беседа об охране природы.
Учитель.
— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).
— Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).
На доске.
— А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
7 . Самостоятельная работа.(по группам)
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.
8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметил, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разгонял туманы,
И ожил потухающий костер
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
Работа с СД Работа в группе.
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.
— Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес!