ecosmak.ru

Русская живопись ix xiv вв. Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России

  • Часть

Домострой

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовня правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием - Великие Четьи - Пшней (чтения на каждый день) - 12 томное собрание книг. Было предназначено для личного чтения. Оно фактически вобрало в себя всю существующую на Руси литературу, в том числе еретическую, и подвергло её религиозно-назидательно толькованию.

Домострой - норма религиозного и этического поведения в повседневной жизни. Куда входили правила воспитания детей, советы по ведению хозяйства. Составитель Домостроя - священник Сильвестр. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

Живопись Руси

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 - 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи - икона Троица.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

Архитектура Руси

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии. Цель этого - отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства - Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

§ 27. Архитектура и живопись в XIV-XVI веках

Зодчество в XIV-XV веках. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен со­бор Спаса-Преображения.

В XIV веке одним из центров каменного строитель­ства становится Новгород. Здесь были построены хра­мы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, - церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего об­лика новгородских церквей XII-XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными ниша­ми с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Крупное строительство велось в Новгороде и в пер­вой половине XV века. В 1433 году немецкие и новго­родские мастера построили в кремле Грановитую пала­ту, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские боя­ре строили себе каменные палаты.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окра­ине Руси, то значительное развитие получило здесь обо­ронное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из круп­нейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся ар­хитектура Пскова имела крепостной облик, здания бы­ли суровы и лаконичны.


Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. в Москов­ском Кремле строятся четыре каменных храма: Успен­ский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествич - ника и Спаса на Бору.

Свидетельством возрастания политического могу­щества Москвы стало возведение в 1367 году белока­менного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Ко­ломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки созда­вались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности сто­личного положения Москвы от Владимира.

Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в сто­лицу Русского государства, в ней размещалась резиден­ция великого князя всея Руси. Это потребовало соот­ветствующего изменения ее облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архи­текторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Италь­янцы привезли в конце XV века новый строительный материал - кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный за­вод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Крем­ля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной построй­кой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадле­жал Ивану III, потребовавшему создать самый внуши­тельный собор на Руси. Причем он предложил Фиора - ванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством , и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской церкви».

Однако кирпич не полностью вытеснил белый ка­мень, из которого по-прежнему выкладывали фунда­менты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и по­строили в Кремле Грановитую палату. Снаружи пала­та была выложена белыми гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая пала­та предназначалась для торжественных приемов, и празднований.

Московский Кремль, созданный как парадная рези­денция русских великих князей, стал символом их могу­щества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ор­дынского владычества .

Архитектура Московского государства в XVI веке. Сложные политические события и экономические про­цессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, кото­рый шел прежде всего на вновь присоединенных терри­ториях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры. Укрепление цент­ральной власти, придание ей самодержавных черт по­требовали соответствующего оформления столицы Рус­ского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного об­лика столицы - Городовой приказ, Приказ камен­ных дел. Москва становится центром русского зодчест­ва. Здесь появляются новые архитектурные стили и на­правления. На вкусы Москвы ориентируются даже са­мые отдаленные города.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадь­бы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появ­ляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные уч­реждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.


Но особенно ярко художественные достоинства ар­хитектуры проявились в церковных постройках. Камен­ное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся па­мятником шатровой архитек­туры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигну­тый в 1532 году в честь рожде­ния у Василия III долгождан­ного наследника - будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодче­ства по праву считается возве­денный в 1555-1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юроди­вого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот уди­вительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдель­ных его главок.

Русская живопись XIV века. Феофан Грек. С XIV ве­ка начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой роди­не. Одной из лучших работ мастера является фрес­ковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполне­ны в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутрен­нему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением яв­ляется икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазка­ми синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождест­ва, Кремлевский терем великого князя Василия I, со­здал фрески для Архангельского собора. Однако глав­ным его творением стало создание иконостаса для Бла­говещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в кон­це XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).

Русский иконостас представлял собой часть внутрен­него убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона свя­того или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изо­бражался Христос, а по бокам в молитвенных позах Бо­гоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, арханге­лы, святители. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублев. В конце XIV -начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее яр­ким ее представителем был гениальный русский худож­ник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Дании­лом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.

Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех пре красных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доб­рожелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

В творчестве Рублева получает свое логическое за­вершение процесс отделения русской живописи от ви­зантийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма . В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения рус­ского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны

настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизо­ды их жизненного пути.

В период правления Ивана IV все чаще в религиоз­ную живопись включались сюжеты, отражающие ре­альные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана ог­ромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура визан­тийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения - истолковать воен­ный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

Таким образом, XIV-XVI века - это время воз­рождения и дальнейшего развития русского каменно­го зодчества, формирования национальной живопис­ной школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV-XV веках?

2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке?

3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века.

4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи?

5. Что является свидетельством появления в России нацио­нальной школы живописи?

ДОКУМЕНТЫ

РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О

Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства яв­ляются периодом заимствования, то XIV век зна­менует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложе­но подлинно русское, самобытное. Особеннос­тью творчества Андрея Рублева является возвы­шенное, проникнутое любовью стремление к да­лекому духовному началу, что было вообще отли­чительной особенностью древнерусской иконо­писи того периода...

В отличие от византийского немого письма, руб­левские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.

Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»... Какая-то неземная просветленность и особая ос­трота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды ре­лигиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконо­писца Андрея Рублева.

Эта икона («Святая Троица») изображает трех ан­гелов за трапезой, которую им, согласно библей­скому рассказу, предложил Авраам. На столе по­ставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ни­чего больше - ясно, что это один только символ

трапезы, только намек на нее. Художник наме­ренно так упрощенно изобразил угощение Авра­ама: все внимание зрителя он хотел сосредото­чить на небесных гостях. Нежные, стройные фи­гуры ангелов, их склоненные головы с задумчи­вым взором, устремленным куда-то вдаль, краси­во вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться, - столько в них умилительного, воз­вышенного и духовного.

В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, по­ложение рук, согласованность линий человечес­кого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохно­венность содержания и прелестное сочетание красок.

(Е. Шмурло)

Вопросы к документам

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?

2. В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой. ЮРОДИВЫЙ - странник, аскет, обладающий даром пред­видения.

Живопись и архитектура

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

  • новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником 1 в честь взятия Казани);
  • широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV – начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) – главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

  1. Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои ико­ны лучшие иконописцы – византийский мастер Феофан Грек (ико­на Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Тро­ице-Сергиевой лавре, Спасо-Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сер- гиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV – начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Фе­рапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фре­сок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1).

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.

Дионисий_

Живопись XIV-XVI вв.

В живописи происходил сложный процесс слияния местных школ в общерусскую. Происходит не только переосмысление местных особенностей, но и ориентация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313 ). Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи был Феофан Грек , работавший на Руси в н.XV в.

Феофан Грек. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Ок.1403

На рубеже XIV-XV вв. в Москве складывается русская национальная школа живописи, происходил расцвет изобразительного искусства - своеобразное "Предвозрождение", так и не переросшее в возрождение, отличие от Италии и др.стран Западной Европы в Возрождение.Появились отечественные иконописцы, среди которых выделялся Андрей Рублёв . Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстаёт творчество мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре.

Андрей Рублёв. Икона

В его творчестве, как и у Андрея Рублёва, проявляет себя античная традиция . В к.XV-н.XVI вв. складывается иконописная школа Дионисия . После постановления Стоглавого собора ФВ-МЙ 1551 иконопись была регламентирована, начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи XVI в. привходит расширение живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых , притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552 ) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории .

Икона-складень. Мастер Амвросий. 1456. Фрагмент

В живописи соседствуют официальная "годуновская" школа и "строгановская" (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Фёдор и Истома Савины, Прокопий Чирин ). (Для строгановской школы были присущи мелкая детализация, изощрённость рисунка, подписные иконы).

Блага Византийская империя Древняя Русь Жития святых Икона

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.


Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

Предвосхищает ангелов «Троицы», но присутствует плотность объемов, энергичный рисунок складок и яркость цветных тканей, которые впоследствии прибредут легкость и бесплотность.


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.


Имя Рублева стало символом русской средневековой живописи и культуры вцелом. Пиком этой культуры стала А.Рублев. Икона Троица. Ок. 1411. Написана Рублевым «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314/1322 – 1392 гг.). Написана по заказу Троице-Сергиева монастыря.
Внешняя сюжетная сторона - посещение тремя ангелами Авраама и Сары.
Фигуры образуют круг. Ощущение гармонии исходит из пластики линий и колорита: золотистые темного тона крылья, легко подчеркнутые голубым, мягко выделяются на золотом фоне (почти утраченном). С золотом фона удивительно сочетались и зеленоватые горы, и оливковая крона дерева. Более интенсивно звучат краски одежд.
Единство Божества – единство людей.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.


Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Загрузка...