ecosmak.ru

Выборы в муниципальные органы власти. Муниципальные выборы

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.3. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. Само понятие «избирательное объединение» сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной «избирательной отдушиной» для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Предыдущая

В сентябре во всех районах Москвы пройдут выборы муниципальных депутатов. Состав представительных органов местного самоуправления на ближайшие пять лет определится по результатам голосования. От избираемых членов городских советов депутатов будут зависеть местный бюджет, застройка района, благоустройство улиц и дворов, а также капитальный ремонт.

The Village составил инструкцию о том, как зарегистрироваться в качестве кандидата и принять участие в выборах.

Кто может избираться

Баллотироваться на муниципальные выборы могут совершеннолетние россияне, не имеющие гражданства другой страны, а также вида на жительство или визы, разрешающих постоянное пребывание в другом государстве. При этом совсем не обязательно иметь московскую прописку. Кандидат может быть прописан в любом регионе России, однако это будет указано в избирательном бюллетене. В свою очередь, при наличии прописки в Москве можно без проблем избираться в любом удобном районе, поскольку район прописки в бюллетене не отмечают.

Идти на выборы можно с минимальными ресурсами, однако проведение качественной кампании, по оценке образовательного портала Дмитрия Гудкова и Максима Каца, обойдется примерно в 80 тысяч рублей. Кроме того, придется потратить две-три недели на обход квартир и общение с избирателями округа либо нанять агитаторов, что увеличит стоимость кампании.

Подготовительный период

Затем нужно определиться с округом. Для этого можно сходить в Территориальную избирательную комиссию и попросить предоставить нарезку округов - распределение домов по округам. Адреса и координаты ТИКов можно посмотреть на сайте Мосгоризбиркома.

Кроме того, нужно выбрать между выдвижением от партии и участием в выборах в качестве самовыдвиженца. Выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата, позволит не собирать подписи избирателей, что упростит прохождение регистрации.

Также следует подготовить первоначальный пакет документов:

Заявление о согласии баллотироваться, в котором можно в том числе указать принадлежность к политической партии;

Паспорт и (при наличии) свидетельство о смене Ф. И. О.;

Диплом об образовании;

Сведения об основном месте работы или службы, а при наличии - справку о том, что кандидат является депутатом;

Сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату.

Регистрация и сбор подписей

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. После назначения у потенциальных кандидатов есть 30 дней на выдвижение и регистрацию (в том числе сбор подписей). Подавать документы стоит как можно раньше, чтобы было время на устранение недочетов, если такие обнаружатся.

Тем, кто баллотируется в качестве самовыдвиженцев, придется собрать подписи 0,5 % от числа избирателей, поделенного на число мандатов. Так, в округе с 30 тысячами избирателей и пятью мандатами придется собрать 30 подписей.

После подачи документов кандидату выдают направление для открытия избирательного счета, через который проводятся деньги на оплату агитационных материалов и мероприятий, а также подписных листов . Договор с банком и реквизиты счета нужно предоставить в ТИК.

При сборе подписей очень важно соблюдать правила оформления подписного листа: каждая формальная ошибка - неправильное сокращение или выход подписи за пределы поля - будет основанием для снятия подписи.

Предвыборная агитация

После регистрации кандидату остается провести агитационную кампанию. Основные способы поиска сторонников - поквартирный обход, печатные материалы, интернет-агитация и организация встреч с жителями. Кроме того, можно устраивать специальные акции, например пикеты. При этом вся предвыборная агитация должна оплачиваться из избирательного счета кандидата, а печать агитационных материалов возможна только в аккредитованных типографиях.

После выборов

Если вы победили - поздравляем. Теперь пришло время действовать на благо района, отстаивая интересы горожан. Хотя это и необязательно. Муниципальное депутатство больше похоже на волонтерскую деятельность, нежели на работу. Единственная обязанность депутата - раз в месяц вести прием жителей и ходить на собрания. При этом депутаты не получают зарплату, если не считать компенсации за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 тысяч рублей в месяц. Однако депутаты могут пользоваться бесплатным проездом в общественном транспорте.

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Согласно закону: "Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании - сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы".

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации (часто эти законы называют избирательными кодексами) устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законами субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании и устанавливаются выборные должности и органы. Порядок подсчета голосов и определения итого выборов, распределения депутатских мандатов устанавливается региональным законодательством.

Следует заметить, что поскольку избирательное законодательство субъекта не должно полностью копировать имеющиеся в федеральном законодательстве положения, возможны некоторые изъятия. Так 10 июля 2013 года депутаты Московской городской Думы утвердили поправки в избирательный кодекс столицы, отменяющие открепительные удостоверения.

Срок полномочий муниципальных органов власти определяется уставом муниципального образования и обычно не превышает 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Депутаты муниципальных представительных органов могут избираться по единому избирательному округу (от 25% общей численности) и по одномандатным и даже по многомандатным округам. Москва задает тенденцию к переходу на исключительно одномандатную систему - это позволяет сделать связь между избирателями и муниципальным депутатом более тесной. Число депутатов зависит от размера муниципального образования. Порядок распределения депутатских мандатов разнообразен и может отличаться даже в соседних муниципальных образованиях.

Мэры городов избираются по мажоритарной системе простого или квалифицированного большинства. В бюллетенях на местном уровне может быть сохранена графа "Против всех".

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Местный референдум голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения: от принятия устава муниципального образования и изменения границ муниципального образования до отрешения от должности главы муниципалитета. Инициатива проведения референдума принадлежит как жителям муниципального образования, так и главе муниципального образования или представительному органу. Общий порядок инициирования референдума и его проведения совпадет с общероссийским, со скидкой на число инициативной группы и количество подписей для поддержки инициативы. Референдум как правило признается состоявшимся, если на нем проголосовали больше половины имевших право голоса избирателей. Решение принимается простым большинством голосов. Местные референдумы могут быть как императивными (т. е. их решение обязательно для исполнения), так и консультативными (для выявления мнения жителей по выносимому на референдум вопросу).

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Что нужно знать о муниципальных выборах?

Совет депутатов муниципальных образований - представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство - скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве - 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка - выборы совпадают с периодом отпусков, - осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Зачем становиться муниципальным депутатом?

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

«Главная привилегия муниципальных депутатов - легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое - они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат - такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами - то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

Как стать кандидатом?

Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть . Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

Подготовить первый пакет документов. Это:

Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

Справка с основного места работы. Если есть - справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на ) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы - сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

Провести агитационную кампанию.

Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Какие ограничения распространяются на кандидатов?

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц - поддерживающих вас избирателей.

Как собирать подписи и сколько?

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов - их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Можно не собирать подписи?

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

С какими трудностями сталкиваются кандидаты?

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе. Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» - это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп. Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, - абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить. Второй момент - митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше. Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты. А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам. Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно. Зарегистрировалась на проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева. Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей. Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг. По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное - найти не деньги, а время. На стороне конкурентов - вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе. Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив - хорошо, что не зеленку. Наверное, это самая сложная часть кампании.

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то - уточнить у коллег из штаба Гудкова. Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».

Основное отличие нынешних муниципальных выборов от выборов 2008 и 2012 годов заключается в том, что большая часть нынешних молодых кандидатов — активные оппозиционеры, утверждает Максим Кац, руководитель штаба оппозиционного политика Дмитрия Гудкова. «В прошлый раз баллотировались 5 тыс. кандидатов, в этот раз — 7 тыс., и практически вся разница — 1100-1200 кандидатов — это новые активные москвичи», — сообщил он РБК. Об увеличении активности оппозиционеров сказал РБК и кандидат в местные депутаты Красносельского района Илья Яшин.

Рост числа молодежи среди кандидатов — логичное следствие недавних протестов оппозиционера Алексея Навального и митингов против реновации, отметила в разговоре с РБК активистка Юлия Галямина. Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц считает, что прирост числа молодых среди кандидатов — естественный и правильный процесс. «Они устали от того, что с ними не считаются. Каждый из них, скорее всего, хочет получить статус для решения тех проблем, которые его беспокоят», — рассказал он РБК. Впрочем, Галямина опасается того, что молодые активисты могут быстро потерять интерес к муниципальной повестке и перестать посещать заседания советов. В пример она привела активистку Веру Кичанову, которая стала муниципальным депутатом в 18 лет, а через два года перестала участвовать в работе депутатского совета.

Бизнес-выборы

Самая многочисленная профессиональная группа из идущих на выборы в 2017 году, как выяснил РБК, — менеджеры компаний (руководитель, замруководителя или глава филиала). Таковых среди зарегистрированных участников 16,87%. Примечательно, что в 2008 и 2012 годах в лидерах были бюджетники (люди, работающие на разных уровнях в сферах науки, образования, медицины) — тогда их доля равнялась 26,8 и 21,9% соответственно. Теперь же на втором месте — безработные (11,63%), на третьем — чиновники (10,55%), а бюджетники составляют всего 9,67% от числа кандидатов.​

Что могут муниципальные депутаты

В ноябре 2002 года был принят закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Москва была разделена на муниципальные образования, в границах которых осуществлялось местное самоуправление. Представителями органов местного самоуправления стали районные депутаты.

Список полномочий московских муниципальных депутатов с того времени несколько раз менялся. В целом сейчас возможностей у них немного, отметил в комментарии РБК депутат совета округа Щукино Дмитрий Мартыненко.

Депутаты имеют право принимать граждан в дни своих дежурств и направлять депутатские запросы. Члены районных советов занимаются вопросами попечительства и опеки, а также организацией спортивно-досуговой работы с жителями района. Также депутатам предоставлено право распоряжаться муниципальным имуществом и принимать муниципальный бюджет. Члены советов заслушивают доклады главы управы района и могут выразить ему недоверие, они ежегодно определяют перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список домов для проведения капитального ремонта, а также контролируют ход выполнения этих работ. Помимо этого муниципальные депутаты имеют право согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1,5 тыс. кв. м, выбирать участок строительства гаражей и объектов религиозного назначения и утверждать схему размещения нестационарных торговых объектов и сезонных кафе.

Многие руководители зарегистрировались на муниципальные выборы в тех районах, где располагаются их предприятия. Например, глава владеющей земельными участками компании «Химки-Молжаниново» Вадим Красюк выдвинулся в Молжаниновском районе, а генеральный директор компании «Северянин» Андрей Батурин — в Ярославском районе, где компания сдает в аренду одноименный деловой центр. В Тверском районе среди кандидатов — замдиректора сада «Эрмитаж» Ирина Симонова.

Собственники и руководители компаний идут в муниципальные депутаты, чтобы поддержать свой бизнес, пояснил РБК политтехнолог Вячеслав Смирнов. Особенно это касается сферы строительства, считает он. «Я знаю истории, когда компании, претендующие на участие в программе реновации, пытаются провести в районные советы тех кандидатов, которые будут голосовать за расселение и строительство в районах, где у них уже построены дома, и напротив — там, где это крупным собственникам не выгодно», — подчеркнул он. Большинство руководителей компаний выдвигаются от «Единой России» или идут самовыдвиженцами.

В получении мандатов заинтересованы представители не только среднего, но и малого бизнеса, добавил политолог Николай Миронов: многие вопросы, связанные с малым бизнесом, решаются именно на уровне управ, которые широко взаимодействуют с советами депутатов. «А кроме того, муниципальный депутат — это все-таки возможность писать депутатские запросы», — пояснил эксперт. Как показывают подсчеты РБК, доля индивидуальных предпринимателей в числе кандидатов удвоилась в сравнении с выборами 2012 года (3,28% сейчас против 1,63% пять лет назад).

Сами бизнесмены связь своего выдвижения с предпринимательской деятельностью отрицают. Так, участник выборов в районе Аэропорт Павел Ярилин, который руководит компанией «Простые технологии», рассказал РБК, что к выдвижению его мотивировала «разруха» в его районе и возможность проголосовать за альтернативных кандидатов на грядущих выборах мэра Москвы. Помогать своему бизнесу в случае победы Ярилин не собирается. «Я теоретически мог бы пойти к главе управы и о чем-то договориться.Но как только хотя бы один договор на обслуживание информационных систем с властями будет заключен, власти получат повод обращаться ко мне с любой просьбой», — пояснил собеседник РБК и добавил, что не хочет быть «уязвимым» для местных властей.

Свое выдвижение с бизнесом не связывает и руководитель компании «Квиздом» Илья Бер, который выдвинулся на выборы в Преображенском районе. Он рассказал РБК, что как депутат хотел бы принимать участие в обсуждении проектов благоустройства и иметь доступ к документам по этим проектам. «Выдвижение в муниципальные депутаты с ним [бизнесом] никак не связано. Это азы: конфликт интересов, которого быть не должно», — пояснил он.

Партия чиновников и бюджетников

Еще одна новость московских муниципальных выборов-2017: «Единая Россия» традиционно выдвинула самую крупную группу кандидатов (1477 человек — на 105 больше, чем в 2008-м), но доля кандидатов партии власти от общего числа зарегистрированныхпретендентов в 2017 году (19%) претерпела драматическое снижение в сравнении с 2008 годом (42%). С 2012 годом нынешние позиции сравнить невозможно, так как в прошлый раз члены партии пошли на выборы как самовыдвиженцы.


В остальном «Единая Россия» сюрпризов не преподнесла. Партия власти на этих выборах сделала ставку на госслужащих и работников бюджетной сферы. Чиновники, сотрудники медицинских учреждений и школ составляют более 50% от выдвиженцев-единороссов, следует из расчетов РБК. Много среди единороссов также руководителей (16%) и менеджеров (8%) различных компаний.

Не отказалась «Единая Россия» и от выдвижения в отдельных районах известных представителей творческих профессий. Так, в Гагаринском районе от «Единой России» выдвинулись актер Армен Джигарханян (в этом районе находится его театр) и замдиректора цирка на проспекте Вернадского Татьяна Запашная. В соседнем Академическом районе будут баллотироваться актриса Ольга Кабо и директор Дарвиновского музея Анна Клюкина.

Мотивация для участия в выборах у известных кандидатов разная: так, Клюкина в разговоре с РБК отметила, что ее решение баллотироваться вызвано желанием улучшить экологическую обстановку в своем районе. «У меня все очень просто — я почетный житель района Академический, для меня небезразлична его судьба. По моей концепции сейчас открывают новый парк. У меня совершенно нормальная мотивация», — пояснила она.

Запашная заявила РБК, что решение баллотироваться в муниципальные депутаты вызвано желанием «что-то поменять в этой жизни, пока есть силы, желание и здоровье». «Я очень активная женщина. Хочу попробовать себя еще на этом поприще. Я в принципе всю жизнь занималась социальной работой», — пояснила Запашная. По ее словам, в первую очередь необходимо сделать так, чтобы цирк могли посещать инвалиды. «Чтобы мы могли их [инвалидов] приглашать бесплатно. Они до сих пор не могут к нам попасть, потому что у нас нет ни лифтов, ни пандусов в цирке. Это будет одним из важных направлений», — отметила она.

Джигарханян заявил РБК, что пошел на выборы, в частности, из-за «хорошей компании» других кандидатов в районные депутаты. При этом он отметил, что никогда не стремился в политику. «Я занимаюсь воспитательной работой. В наше бурное, сложное, суматошное время люди теряют грань добра и зла. Эту грань надо показывать, например, силами церкви и театра. Конечно, я был доверенным лицом Владимира Путина, но не ради политической борьбы, а ради сохранения возможностей для развития», — добавил актер.

Кто был осужден

Из 7665 зарегистрированных кандидатов 51 человек имеет судимость, в том числе снятую и погашенную. По закону наличие судимости не мешает баллотироваться, если только кандидат не осужден за тяжкие или особо тяжкие преступления. 17 кандидатов с судимостью зарегистрировались как самовыдвиженцы. Больше всего ранее осужденных у «Справедливой России» — девять кандидатов. У единороссов — один, он был осужден за вождение в пьяном виде, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью. Самые распространенные статьи среди кандидатов с судимостью — мошенничество (шесть человек) и кража (шесть человек). Четырех судили за хулиганство, троих — за грабеж, троих — за нарушение Правил дорожного движения, троих — за вымогательство, еще троих — за участие в обороте наркотиков.

Выдвижение известных людей на выборы — типичный для «Единой России» ход. «Известные люди в качестве кандидатов нужны не только для победы, но и как инфоповод, имиджа ради и популярности для», — пояснил РБК политолог Константин Калачев.

В целом упор на чиновников и бюджетников на муниципальных выборах традиционен для партии власти, отметил Калачев. Врачей и учителей единороссы выдвигают, поскольку в районах «знают и уважают» этих людей, а чиновники — «идеальный вариант с точки зрения управляемости, поскольку нет опасности, что те после выборов перейдут в оппозицию», сказал он в комментарии РБК. По мнению эксперта, присутствие топ-менеджеров и людей из бизнеса объясняется тем, что муниципальные депутаты не получают за свою работу зарплату.

Единороссы по-прежнему рассчитывают на мобилизацию административного ресурса, а их главная стратегия в этой кампании заключается в снижении явки — об этом свидетельствует, например, почти полное отсутствие яркой агитации, сказал РБК сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин, баллотирующийся в Красносельском районе Москвы. Первый заместитель секретаря столичного отделения «Единой России» Андрей Смолкин возражает Яшину: стратегия партии — «в том, чтобы победить». Он подтвердил РБК, что среди кандидатов от партии много людей социально ориентированных профессий, но это, по его мнению, «вполне нормально». «Мы выбираем самый земной уровень, и люди, которые работают на земле, — учителя, врачи, представители НКО, — лучше всего знают свою территорию и будут полезны в качестве депутатов», — отметил Смолкин.​​

Загрузка...