ecosmak.ru

Новая расстановка сил международной арене. Новая расстановка сил на международной арене после второй мировой войны

  • 5.Создание объединенного древнего восточнославянского гос-ва (862 – 1125гг.) Княжества на территории б. Зап Земли Руси и Киев.
  • 6.Соц-эк развит западных земель Руси в 9 – 12 вв.
  • 7. Культура Беларуси в X – XIII вв.
  • 8. Формирование вкл.
  • 9. Политические органы государственной власти вкл, их эволюция и функции.
  • 10. Сближение с Польшей. Кревская уния и ее результаты.
  • 11.Взаимоотношения вкл с Московским великим княжеством.
  • 12. Соц.-эк. Развит. Вкл.
  • 13. Основные концепции происхождения белорусской народности
  • 14.Ведущие факторы консолидации белорусского народа.
  • 15.Православная церковь, католицизм и их взаимоотношения в вкл.
  • 16. Брестская церковная уния.
  • 17. Основные сферы к-ры вкл. Развитие дух. К-ры бел. Лит. Гос-ве в эпоху Возрождения.
  • 18. Люблинсая уния 1569 г. Создание рп.
  • 19.Государственный строй Речи Посполитой
  • 21.Политический кризис Речи Посполитой в XVIII в. Первый раздел Речи Посполитой.
  • 23. Восстание под руководством т. Костюшки. 3-ий раздел рп.
  • 24.Влияние идей Просвещения на развитие куьтуры Беларуси.
  • 25.Основные направления политики российского самодержавия в б.(конец XVIII – нач. XIX вв.)
  • 26.Общественное движение на территории б.(пер.Пол. XiXв.) Декабристы. Тайные общества.
  • 28.Аграрная реформа 1861г. И механизм ее реализации на Беларуси.
  • 29.Восстание 1863г. В б.К.Калиновский.
  • 32.Столыпинские реформы.
  • 33.Революция 1905-1907г.Г. И её ход на территории Беларуси.
  • 34. Первая мировая война и Беларусь.
  • 35.Февральская революция 1917г. Свержение монархии
  • 36.Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси.
  • 37.Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики.
  • 38.Создание бсср. Литовско-Белорусская сср.
  • 39.Советско-польская война.Второе провозглашение бсср.
  • 40.Переход к нэПу, его особенности и характер осуществления в бсср.
  • 41.Белорусизация и её результаты в 20-е годы
  • 42.Осуществление политики коллективизации и ее последствия.
  • 43.Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы хх в.
  • 44.Общественно-политическая система бсср в 20-30-е годы хх в.
  • 45.Западная Беларусь в составе Польши: экономическое и политическое положение.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.
  • 47.Положение народного хозяйства бсср в первое послевоенное десятилетие; пути и методы восстановления экономики.
  • 48.Бсср на международной арене в 40-80е года XX в.
  • 49.Попытки осуществления экономических реформ в 50 -60-е годы.
  • 50.Развитие
  • 51.Общественно-политическая жизнь во второй половине
  • 40-Х – нач. 80-х годов хх в.
  • 52.Нарастание кризисных явлений в ссср, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.Г. Концепция перестройки.
  • 53.Обострение эко и полит положения во вт пол 80-х г хх века. Причины кризиса перестройки.
  • 55.Культура Беларуси в 40-80-е годы хХв.
  • 56.Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.
  • 59.Трудности и сложности экономических реформ 1992-1994г. Коррекция программ экономического развития в 1995.
  • 60. Референдум 1995,1996гг.. Конституция рб
  • 1994Г. С изменениями и дополнениями.
  • 61.Союз Беларуси и России
  • 62.Торгово-экономические и научные связи с государствами снг, европейскими и другими странами мира.
  • 63.Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа в 90-е гг. Хх в. – нач. Хх1 в.
  • 64.Программа соц-эк развития рб на 2001-2005 гг.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.

    Международная обстановка после 2-ой мировой войны характеризовалась усилением позиций Советского Союза. В сферу советского влияния вошли Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания.

    Из шести великих государств западного мира сохранили свое положение только две – Великобритания (хотя и пережила распад колониальной системы) и США.

    В центральной и восточной Европе происходят народно-демократические революции в ходе которых, при поддержке СССР, к власти приходят коммунистические партии. В течении первых трех-четырех послевоенных лет объединился блок коммунистических государств Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникает мировая социалистическая система.

    В 1949г. Китайские коммунисты одержали победу в многолетней гражданской войне и провозгласили создание Китайской Народной Республики. На границах СССР появилось огромное централизованное китайское государство с населением, превосходящим население СССР более чем в три раза.

    Последовательно решается задача, связанная с закреплением победы над расизмом. В первые послевоенные годы идет подготовка мирных разговоров с бывшими союзниками Германии. Окончательное согласование текстов мирных договоров были осуществлены на Парижской Мирной конференции (июль-октябрь 1946г.). Участвовало 21 государство. Главной проблемой, которая рассматривалась на этой конференции – это искоренение фашизма, не допустить возрождение фашизма. В договоре были включены статьи, запрещающие деятельность фашистских организаций. Мирные разговоры устанавливали послевоенные территориальные изменения. Ряд статей мирных договоров устанавливал ограничения вооруженных сил побежденных государств и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике сторон – победительниц.

    5 марта 1946г. Бывший глава правительства Черчилль выступил с речью в американском городе Фултоне с призывом объединиться англоязычным государствам, что символизировало начало “холодной войны”. В мире началась бешеная гонка вооружений, т.к. каждая из сторон (социализм, капитализм) хотела обеспечить свое военное преимущество. Советский Союз мобилизовал огромные средства для создания атомной бомбы и быстро сровнялся в этом с США. Гонка вооружений, политическая конфронтация по всем вопросам между двумя противоположными системами создавали крайне напряженную и опасную ситуацию, грозящую военными конфликтами.

    В апреле 1949г. Был создан Североатлантический союз (НАТО) – военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия и др. государства Западной Европы.

    Вся политика НАТО была направлена на то, чтобы подорвать усиливающееся влияние социалистических стран, расширить господство США и западных стран в мире. Создание этого блока значительно осложнило международную обстановку, содействовало усилению “холодной войны”.

    В послевоенное время одним из самых острых вопросов в международной политике оставался германский вопрос. Советский Союз последовательно осуществлял программу трех “Д”: демилитаризации, демократизации, денацификации.

    Западные страны отказываются то выполнения согласованного решения германской проблемы. В западных зонах Германии не реализовывалась программа трех “Д”. В нарушение принятых обязательств США и Англия заключили 2.12.1946г. соглашение об объединении своих зон оккупации. Это привело к расколу германского государства, а 7 сентября 1949г. Состоялось провозглашение Федеративной Республики Германии. В мае 1952г. Был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ и западных государств, что означало создание в ФРГ своей армии и включение ее в состав ”европейской армии”. Этот шаг означал демилитаризацию Западной Германии.

    После второй мировой войны начался распад колониальной системы. США начали проникать в регионы, которые до войны находились под контролем Англии, Франции и др. государств. Острое соперничество развернулось на Ближнем и Среднем Востоке. Обостряется соперничество между Израилем и Арабскими странами.

    В 1947г. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН было решено создать на территории Палестины два государства – арабское и еврейское. 14.05.1948г. часть Палестины была провозглашена еврейским государством Израиль. Вскоре возникает конфликт между Израилем и арабскими государствами. В ходе военных действий Израиль захватывает часть арабской территории Палестины.

    Одним из итогов второй мировой войны стало освобождение Кореи от Японской оккупации. Советский Союз отвел в 1945г. Свои войска из Северной Кореи, где образовалась Корейская Народно-Демократическая республика. Южнее 38-й параллели (по соглашению между США и СССР границ военных действий на Дальнем Востоке проходила по 38-й параллели) было провозглашена Корейская Республика с проамериканским

    правительством. На 38-й параллели непрерывно проходили вооруженные столкновения, которые вылились в войну между Севером и Югом.

    Военной трибуной борьбы за мир и международную безопасность после войны становится ООН, которая начла свою работу в январе 1946г.

    После войны зародилось и развивалось организованное движение борцов за мир. Движением сторонников мира были охвачены все континенты и страны земного шара.

    Таким образом, расстановка политических сил в мире характеризовалась конфронтацией двух систем (социализма и капитализма), региональными конфликтами, созданием механизма урегулирования очагов напряженности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Расстановка сил на международной арене после первой мировой войны. Планы мирного урегулирования: 14 пунктов Вильсона

    вильсон программа торговля принцип

    К исходу войны определилась новая расстановка сил в мире, которая отражала существенные перемены. Была разгромлена держава мирового ранга - Германия, изменился ее политический статус, вопрос о мирном договоре не терпел отлагательства. В результате Октябрьского переворота в России от общей мировой системы отпала 1/6 территория земли. Западные державы стремились вернуть ее в мировую систему путем военной интервенции.

    США вышли на международную арену в качестве активного претендента на мировое господство. Война неслыханно обогатила Соединенные Штаты Америки, превратив в одного из важнейших кредиторов мира: они ссудили странам Европы около 10 млрд. долл., из них около 6,5 млрд. долл. составили частные американские инвестиции. Положение всемирного кредитора и свою военную мощь правящие круги США стремились использовать, диктуя свою волю на предстоящей мирной конференции в Париже. Поэтому интересы США сталкивались с устремлениями Англии и Франции.

    Одним из первых спорных вопросов накануне конференции был вопрос о том, как увязать долги держав Антанты Соединенным Штатам Америки с теми репарациями, которые предполагалось взыскать с Германии, а также с общим урегулированием международных долгов.

    Противоречивым являлось отношение союзников к провозглашенному США принципу «свободы морей» и вопросу о превосходстве флотов. Великобритания стремилась к сохранению морского владычества и расширению колониальной империи. Она сохранила после войны статус великой державы, хотя и была оттеснена на второй план США, став их должником. Англия понесла немалые потери в войне, что отразилось на промышленном производстве. На Ближнем Востоке Англия контролировала значительную часть «наследства» турецкой империи, ей достались германские колонии в Африке и Океании. Английская дипломатия на мирной конференции стремилась закрепить за собой положение победителя в войне, противодействовать растущим претензиям Франции в Европе, также, опираясь на союз с Японией, не допустить гегемонию США в мире.

    Сильной оставалась позиция Франции. Несмотря на то, что она более других понесла значительный материальный ущерб и людские потери, в военном отношении ее позиции укрепились. Французская двухмиллионная сухопутная армия была самой большой в Европе. Франция стремилась к максимальному экономическому и военному ослаблению Германии с целью утверждения своей гегемонии на континенте.

    Новые государства, возникшие на политической карте послевоенной Европы - Польша, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия), а также Румыния должны были составить цепь союзников Франции на восточных границах Германии, заменить бывшего союзника - Россию, стать «санитарным кордоном» между Германией и Россией.

    Италия рассчитывала увеличить свою территорию за счет приращения ряда земель Австро-Венгрии, а также колоний в Африке, а Япония - укрепить свой экономический и военный потенциал за счет германские островных колонии в Тихом океане.

    Урегулирование межгосударственных отношений на основе мирных договоров 1919-1922 гг. создавало условия для политической и экономической стабилизации в мире. В Европе Версальская система легализовала процесс формирования независимых национальных государств. Их число увеличилось за счет развала Австро-Венгрии и Турции, сокращения территории Германии. Среди них - Чехословакия, Австрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия), Польша, также Румынское королевство, расширившее свою территорию (в его состав вошли Северная Буковина, Бессарабия и Южная Добруджа), существенно уменьшенные в размерах Болгария и Венгрия. На северо-востоке Европы появились Финляндия и Прибалтийские республики - Эстония, Литва, Латвия.

    Значительное расширение круга новых активных участников европейской политики явилось одним из ее важных факторов. Но новая государственно-политическая карта Европы не везде совпадала с этнонациональной картой: германский народ был разделен границами нескольких государств; в многонациональных Чехословакии и Югославии национальный вопрос использовался в политических целях, стал основой для роста сепаратизма и территориальных претензий и обостряло межгосударственные отношения.

    Две ослабленные, но потенциально влиятельные державы - Советская Россия и Германия фактически были поставлены жесткими условиями победителей - ведущих стран Антанты вне Версальской международной системы. В межвоенный период возникло два главных вопроса - русский и германский, требовавшие совместного решения международным сообществом.

    «14 пунктов» В. Вильсона.

    Советская Россия после Октябрьского переворота 1917 г. вела переговоры с Германией и ее союзниками о заключении сепаратного мира. Страны Антанты, стремясь помешать заключению сепаратного мира, разрабатывали свой план окончания войны.

    Существенное значение имела программа президента США В. Вильсона. 8 января 1918 г. в послании конгрессу он изложил программу с условиями мира и принципами послевоенного устройства мира, вошедшую в историю под названием «14 пунктов». Программа В. Вильсона легла в основу мирных договоров, суть которой заключалась в демократическом переустройстве мира.

    Эта программа предусматривали следующие принципы:

    1) открытые мирные переговоры и договоры, тем самым непризнание всех тайных договоров и соглашений;

    2) принцип свободы морей;

    3) принцип свободы торговли - устранение таможенных барьеров;

    4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений;

    5) беспристрастное урегулирование колониальных вопросов;

    6) освобождение Германией всех оккупированных ею российских территорий, предоставление России возможности определить свою национальную политику и вступить в сообщество свободных наций;

    7) освобождение и восстановление Бельгии;

    8) возвращение Франции оккупированных Германией территорий, включая Эльзас и Лотарингию;

    9) исправление границ Италии;

    10) предоставление народам Австро-Венгрии автономии;

    11) освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Черногории; предоставление Сербии выхода к морю;

    12) самостоятельное существование турецких и автономию национальных частей Османской империи, и открытия черноморских проливов;

    13) создание независимой Польши;

    14) создание «всеобщего союза наций (Лиги Наций) в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности, - равно большим и малым государствам».

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Окончание Первой мировой войны 1914-18 гг., Версальский мирный договор, его цель; четырнадцать пунктов В. Вильсона о переделе мира в пользу держав-победительниц; Лига Наций. Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования.

      реферат , добавлен 07.05.2011

      Позиции держав на международной арене в итоге Первой мировой войны. Противоречия на Парижской мирной конференции. Особенности Версальского мирного договора. Столкновение империалистических интересов Великобритании, США и Японии на Дальнем Востоке.

      реферат , добавлен 10.02.2012

      Международные отношения в 1919-1929 гг., предпосылки для заключения Версальского мирного договора. Окончательное оформление итогов Первой мировой войны, создание системы поддержания международной безопасности. Изменение баланса сил в Европе после войны.

      реферат , добавлен 14.12.2011

      Социально-экономическая специфика завершающего этапа Первой мировой войны. Экономические условия Версальского мирного договора. Планы Дауэса и Янга. Германия после выплаты репарационных платежей. Реформы Шахта, ликвидация безработицы. Система трех банков.

      курсовая работа , добавлен 09.07.2013

      Нейтралитет Соединенных Штатов Америки "в мыслях и в реальности" и размышления Вильсона о будущем мире. Окончание политики примирения и вступление в войну. Окончание мировой войны и роль американской программы мира. Решение об интервенции в Россию.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2015

      Исход русско-японской войны 1904-1905 гг. Условия заключения Портсмутского мира. Рассмотрение межгосударственных отношений 1905-1916 гг. и роль в них послевоенных мирных договоров. Культура и религия - два чуда, тесно связавшие две враждующие стороны.

      курсовая работа , добавлен 31.10.2012

      Образование национальных государств в Европе после окончания войны и пути их создания. Цели стран-победительниц. Содержание Парижского и Версальского мирных договоров. Их результаты для Германии. Задачи Лиги нации. Конференция в Вашингтоне в 1921-22 гг.

      презентация , добавлен 28.10.2015

      Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

      курсовая работа , добавлен 23.11.2008

      Перевод колоний Британии на самоуправление после конференции 1919 года. Переход от экономики военной к экономике мирного времени. Демобилизация населения. Закон о всеобщем избирательном праве. Внешняя политика Великобритании в послевоенные годы.

      презентация , добавлен 06.09.2011

      Биография 28 президента США, вехи его становления как национального лидера. Предпосылки вмешательства США в общемировые исторические процессы наряду с европейскими странами. Участие Вудро Вильсона в организации и ходе Парижской мирной конференции.

    Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц. Великие державы провели сокращение вооруженных сил: США с 12 до 1,6 млн. человек, СССР - с 11,4 до 2,5 млн. человек.

    Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

    Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря подконтрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Европы. Он располагал самой большой по численности армией в мире, но в то же время в области военной технологии его далеко обогнали США и Великобритания.

    В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В ялтинском и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

    Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947г. Однако уже в 1945г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

    Высшие военные и разведывательные органы США резко изменили свои оценки военного потенциала СССР и начали разрабатывать планы будущей войны. В директиве Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945г. № 432/Д был изложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб. При этом бывшие союзники ссылались на отказ СССР от выполнения ялтинских и потсдамских соглашений, на угрозу со стороны Красной Армии, находящейся в центре Европы. Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

    Действительно, есть свидетельства В.М.Молотова о том, что Сталин заведомо отказывался выполнять некоторые союзнические обязательства СССР. Победу в войне Сталин решил использовать для реализации вековой русской мечты - захвата проливов Босфор и Дарданеллы. СССР потребовал от Турции передать ему провинции Каре и Ардаган, и разрешить построить близ проливов военно-морскую базу. Опасность нависла и над Грецией, где шла гражданская война и партизаны-коммунисты пытались захватить власть. Опираясь на американскую поддержку, греческое правительство подавило коммунистическое восстание, а Турция отвергла советские требования.

    Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Создание социалистического лагеря считалось главным достижением после Октябрьской революции. Используя недостаточную твердость позиций Запада, Сталин добивался утверждения своего влияния прежде всего в Восточной Европе. В этих странах поддерживались коммунистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии). В них в 1945 - 1947гг. существовали коалиционные правительства, затем они насильственным путем заменялись коммунистической властью. Лишь лидер Югославии И.Б.Тито повёл себя иначе. Он в свое время возглавил борьбу югославского народа против фашистской оккупации, создал мощные вооруженные силы, не отказываясь в борьбе и от советской помощи. Пользуясь популярностью, Тито сам стремился безраздельно господствовать на Балканах и не пожелал подчиняться сталинскому диктату. Более того, он начал строить социализм несоветской модели: его социализм был основан не на тотальной государственной собственности (как было в СССР), а на самоуправлении предприятий. Сталин добился единодушного осуждения Тито коммунистическими странами и партиями как ревизиониста, «агента империализма», в 1949г. разорвал дипломатические и торговые отношения с Югославией, заставив сделать то же самое своих союзников. Но он не смог убрать Тито, хотя хвалился перед соратниками: стоит шевельнуть мизинцем - Тито не будет. Это был один из немногих эпизодов в карьере Сталина, когда он потерпел поражение не сумев взять реванш над удачливым югославским лидером.

    Советско-югославский конфликт имел то последствие, что рухнул миф о монолитном единстве коммунистических рядов и идей. В попытке предотвратить появление новых ересей и продолжая насаждать советскую модель социализма, Сталин организовал громкие политические процессы над видными партийными и государственными деятелями стран-сателлитов. Были обвинены в измене, заключены в тюрьму или казнены такие лидеры, как В. Гомулка в Польше, Л. Райк и Я. Кадар в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я. Клементис и Р. Сланский в Чехословакии, А. Таукер в Румынии. Целью чисток являлось устранение тех, кто допускал малейшие колебания, замена их теми, кто безоговорочно поддерживал политику СССР. Утверждение социалистических порядков дорого обошлось этим странам: в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945 - 1950 гг.), в Польше (1944 - 1948 гг.) - около 300 тыс., Чехословакии (1948 - 1954 гг.) - около 150 тыс.

    Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны. США в июне 1947г. выдвинули план помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов, подавляющую часть безвозмездно. План Маршалла формально распространялся и на СССР и поначалу был благожелательно встречен советскими руководителями, рассчитывавшими получить помощь на условиях лендлиза. Однако вскоре выяснилось, что американцы настаивают на создании наднациональных органов, которые выявляли бы ресурсы стран и определяли их потребности. Это не устраивало СССР, и он отказался от участия в плане Маршалла и не позволил принять его своим сателлитам. Западноевропейские государства приняли его с благодарностью. Американская помощь дала мощный импульс послевоенному почти бескризисному развитию экономики Западной Европы.

    Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в (сентябре 1947г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компартии и из западных - итальянская и французская. В 1949г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

    Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала «поправению» внутренней политики ведущих держав. В 1947г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки «подрывных организаций», члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

    Противостояние приобретало все более опасные очертания, и в конце 40-х годов главной ареной борьбы оказалась Германия. США стали направлять экономическую помощь в зоны оккупации западных стран, стремясь создать в них демократическое и дружественное государство. Сталин попытался сорвать этот план, опасаясь возрождения германской мощи. Он использовал уязвимость Западного Берлина, находившегося внутри советской зоны оккупации. 24 июня 1948г., вслед за введением в западных секторах города западногерманской валюты, советские войска перерезали ведущие в Западный Берлин дороги. Целый год США и Великобритания снабжали город по воздушному мосту, пока Сталин не снял блокаду. По крупному счету блокада лишь повредила советским интересам: она способствовала переизбранию на второй срок Трумэна, проявлявшего твёрдость в отношении СССР, победе демократических партий на выборах в Западной Германии и Западном Берлине и провозглашению на этих территориях в сентябре 1949г. Федеративной Республики Германии, образованию военного блока НАТО. В ответ на образование ФРГ СССР ответил созданием в октябре 1949г. Германской Демократической Республики в своей зоне оккупации. Так Германия была разделена на два государства.

    На Западе завершился раздел Европы. Стало очевидно, что попытки Сталина дальше расширить здесь сферу своего влияния отбиты. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

    Далее Сталин организовал международную авантюру крупного масштаба на Корейском полуострове. Он сыграл решающую роль в инициировании Корейской войны (1950 - 1953гг.), в которой погибло более миллиона человек с обеих сторон. Война началась с нападения Северной Кореи на Южную. Несмотря на это, коммунистическая пропаганда утверждала обратное. Однако Совет Безопасности ООН безошибочно констатировал «вооруженное нападение на Корейскую республику войск Северной Кореи». По его решению под флагом ООН в конфликт вмешались войска США и 15 других государств.

    Сталин не желал, чтобы американцы уличили его в подготовке к войне, а хотел, чтобы пока открыто участвовали в корейской войне только китайцы. Он подтвердил свою готовность вооружить 60 китайских пехотных дивизий. Сталин отдал распоряжение сформировать специальный корпус для прикрытия Китая и северокорейцев. Всего за время войны в Корее получили боевую практику 15 советских авиационных и несколько зенитно-артиллерийских дивизий. Действовал строгий приказ: ни один советник или лётчик не должен попасть в плен. На советских самолетах опознавательные знаки были китайские, летчики носили китайскую или корейскую форму. Советские лётчики и зенитчики сбили 1309 американских самолетов. Погибло около 300 советских летчиков и советников.

    В последние годы жизни особое внимание Сталина привлекал район Берингова пролива и Аляски. Именно здесь началось активное развёртывание вооруженных сил СССР. С начала 50-х годов создавались аэродромы и военные базы. Весной 1952г. Сталин принял решение о срочном формировании 100 дивизий реактивных бомбардировщиков фронтовой авиации. Подготовка к новой мировой войне разворачивалась в непосредственной близости от границ США. В случае войны для Америки создавалась угроза массированных авиационных ударов и вторжения сухопутных сил. Человечество в целом стояло на пороге третьей мировой войны с чудовищными последствиями. К счастью, планам Сталина не суждено было сбыться, а его преемники имели иное видение в решении проблемы войны и мира.

    Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны претерпела существенные изменения. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора: Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. в России. Оба фактора станут источником новых социальных потрясений и Второй мировой войны: первый потому, что подобное унижение целой нации не могло не подтолкнуть её к реваншистским настроениям; вторая - из-за политики большевиков, приведших Россию к международной изоляции (вследствие отказа от уплаты долгов царского правительства и сепаратного выхода из войны) и провозгласивших курс на мировую пролетарскую революцию.

    Версальский договор поставил Германию в крайне тяжёлое положение, фактически - в международной изоляции. Этому способствовали как политика держав-победительниц, поставивших её в неравноправное положение в европейском сообществе, так и политика Советской России, находившейся в сходном положении и потому ставшей как бы «естественной союзницей» Германии, которая воспользовалась ситуацией и, шантажируя страны-победительницы возможностью складывания немецко-советского союза, заставляла их идти на определённые уступки. Другой причиной для Франции, Англии и США желать экономического возрождения Германии было то, что нищая страна, в которую превратилась Германия, просто не могла выплатить возложенные на неё огромные репарации.

    В наиболее тяжёлом состоянии оказалась Франция: потеряв своего естественного континентального союзника - Россию, она получила по- соседству потенциально более опасного, нежели до войны противника - Германию. К тому же французов тревожило советско-германское сближение. На протяжении 20 - 30-х гг. Франция будет пытаться исправить ситуацию, создав систему союзов с «малыми» странами Европы (Польшей, Чехословакией, Югославией, Румынией). Всё это - вместе с позицией Англии, имевшей более умеренные взгляды на положение Германии (вызванные нежеланием со стороны Великобритании французского преобладания на континенте), - очень затрудняло достижение основной цели внешней политики Франции - сохранения ситуации в Европе в том виде, в котором она сформировалась после мировой войны.

    Единственной страной, которой война принесла положительные изменения, были Соединенные Штаты Америки, превратившиеся из европейского должника в крупнейшего кредитора. В американской внешней политике возникло два направления: традиционное - изоляционистское, - и новое, интернационалистское. Сторонники первого настаивали на отказе от «автоматического» участия в европейских делах и крайней осторожности в вопросах принятия на себя международных обязательств. Сторонники же второго говорили об «исторической миссии» США, называя их первой в мире свободной страной и оплотом демократии, чья миссия состоит в том, чтобы нести свет либеральной идеи всем странам и народам. Борьба этих направлений закончилась победой интернационалистов. В итоге межвоенный мир оказался устроен так, что практически ни одна серьёзная проблема европейской политики не могла решаться без американского участия. США продолжали и в мирное время вкладывать средства в Европу, что, в сочетании с политикой протекционизма в отношении европейских товаров, закрывавшей им доступ на внутренний рынок США, также неблагоприятно сказывалось на европейской ситуации.

    Естественно, США не могли не предложить своего варианта решения германского вопроса. Таким планом стал репарационный план Дауэса, который должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций (и попутно максимально открыть немецкий рынок для Америки). Важнейшей его задачей была стабилизация немецкой марки путём предоставления Германии займа в 200 млн. долларов (из которых больше половины приходилось на американские банки). Этот план устанавливал размеры платежей Германии и контроль союзников над германским государственным бюджетом, финансами и железными дорогами. В 1929 г. из-за медленного восстановления германской экономики этот план был переработан. Новый план (план Юнга) предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей и ликвидацию иностранных контрольных органов. Принятие плана Юнга имело одно отдалённое, но очень важное следствие: именно во время его утверждения была достигнута договорённость о выводе союзных войск из Рейнской области. Это произошло летом 1930 г. и позволило Гитлеру в марте 1936 года ввести туда немецкие войска.

    Первая мировая война вывела в число активных игроков мировой политической арены Японию, ставшую мощной доминантой в Азии и на Тихом океане. На десятилетия отставая от стран Запада в технологическом плане, она нуждалась в колониях, куда могла бы экспортировать свою продукцию, не опасаясь конкуренции западных товаров. Столкновение интересов с США и Великобританией привело к разрыву англо-японского союза в 1921 г.; что же касается США, то для них Япония никогда и не переставала быть потенциальным врагом. Всё это привело к сближению Японии с Германией, следствием чего стал их союз во Второй мировой войне.

    Все 20-е годы прошли под знаком проблемы долгов союзников друг другу и репарационных выплат, которые они должны были получить с Германии. Главным кредитором были США, а основными должниками - Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. И когда США потребовали возвращения долгов, союзники предложили полностью или частично списать свою задолженность, утверждая, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией. И хотя США понимали определённую справедливость подобных заявлений, подобное решение проблемы их никак не устраивало. Переговоры по этому вопросу продолжались четыре года (с 1922 по 1926 г.) и завершились соглашением, предусматривавшим возвращение 2,6 млрд. долл., то есть чуть более четверти изначально запрошенной суммы.

    Что касается проблемы репараций, то и здесь между союзниками существовали серьёзные противоречия, и, прежде всего, в вопросе зависимости межсоюзнических долгов от выплат немецких репараций: Франция считала их жёстко взаимосвязанными и предполагала выплачивать свои долги из того, что она получит с Германии, а США и Британия считали германские репарации отдельной проблемой. Более того, Великобритания полагала более важным, что разорение и так уже сильно пострадавшей от войны Германии при помощи репараций тормозит восстановление европейской промышленности в целом и сокращает международные товаропо- токи. Однако Франция категорически настаивала на получении репараций. Подобную жёсткую позицию Франции можно объяснить тем, что, в сравнении с Великобританией и США, она гораздо сильнее пострадала от Германии - хотя бы только потому, что на её территории непосредственно велись военные действия.

    Многочисленные попытки добиться компромисса в этом вопросе к успеху не привели, и 26 декабря 1922 г. репарационная комиссия тремя голосами против одного констатировала факт невыполнения Германией её репарационных обязательств и вследствие этого объявила Германии дефолт, что (по Версальскому договору) давало право Франции оккупировать Рейнскую зону и Рур. Тем временем в Германии росли социальное неравенство и безработица. На обычную в таких условиях социальную напряженность накладывались антиверсальские настроения: немцы обвиняли великие державы в намерении окончательно разорить страну репарациями. Разрядке ситуации не способствовало и стремление коммунистов подчинить эти антиправительственные и антииностранные настроения себе и направить их в революционное русло. Всё это сопровождалось ростом антисемитизма, отчасти спровоцированного притоком в Германию богатых еврейских эмигрантов из Польши (где при режиме Пилсудского антисемитизм стал едва ли не государственной политикой). Поскольку эта эмиграция совпала с ухудшением экономической ситуации в Германии, в этом обвинили приехавших.

    Оккупация Рейнской зоны накалила ситуацию до предела, что вылилось в вооруженные восстания и выступления как левых, так и правых сил, которые, впрочем, были плохо подготовлены и подавлены. В итоге в стране было введено чрезвычайное положение. Великобритания и США обвинили в обострении ситуации в Германии Францию и поставили её перед угрозой изоляции, подписав с Германией в конце 1923 г. соглашения о предоставлении ей займов. Отныне в своём противостоянии с Францией Германия твёрдо могла рассчитывать на помощь Лондона и Вашингтона.

    Потрясения, вызванные последствиями Первой мировой войны, улеглись к 1924 г. В это время в мире начинают происходить важные перемены, связанные с изменением роли и места социал-демократического движения в общественно-политической жизни государств. Это проявлялось «вхождением во власть» социал-демократических партий, либо вошедших в состав ряда коалиционных правительств, либо даже сформировавших их самостоятельно, и усилением влияния идей реформизма в рядах социал-демократии. Оба эти момента являлись как следствием, так и причиной того, что теория и практика социал-демократических партий всё больше приобретали реформистскую направленность с акцентом на постепенное мирное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Своей главной задачей лидеры социал-демократии считали участие в работе парламентской системы и перестройку капиталистической экономики путём «равноправного делового сотрудничества» между рабочими и предпринимателями, а также с помощью принятия социального законодательства.

    Представители же коммунистических партий абсолютизировали тенденции острого кризиса капитализма, на основании чего требовали немедленной вооружённой и бескомпромиссной борьбы за власть. Большинство этих партий, объединённых в Коммунистический интернационал (Коминтерн), находились под сильным влиянием ВКП(б), что служило причиной подобной позиции.

    Изменение роли социал-демократии в политической жизни европейских государств было свидетельством нарастающего кризиса традиционных форм государственности в послевоенном процессе развития Европы. Однако если в странах со сложившимися традициями буржуазной демократии этот процесс шел достаточно мирно, то в странах, где демократические традиции ещё не успели укорениться, либерально-реформистский путь изменения политической структуры общества оказался крайне затруднённым, или и вовсе невозможным. Здесь место социал-демократии часто занимали реакционные массовые движения, что в итоге привело к ликвидации буржуазной демократии и установлению тоталитарной диктатуры различного толка (фашизма) или других, более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов.

    В целом можно сказать, что в 20-е годы наметились две тенденции в политическом развитии государств: либерально-реформистская (основанная на дальнейшем развитии парламентской демократии, осуществлении реформ и привлечении в высшие органы власти лидеров социалистических или социал-демократических партий); тоталитарная, связанная с установлением фашистских и других диктаторских режимов.

    После Второй мировой войны резко изменилась расстановка сил на международной арене. Мир стал биполярным: ведущую роль в нем стали играть две сверхдержавы США и СССР.За годы войны в США быстро развился военно-промышленный комплекс, который позволил американцам иметь одну из самых сильных армий в мире. США вышли из войны самой богатой страной – здесь сосредоточилась подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов западных стран. В то же время европейские страны были ослаблены войной и начавшимся распадом колониальной системы, а Германия и Япония после военного поражения выбыли из числа мировых лидеров.

    СССР имел огромное влияние как страна, сыгравшая решающую роль в разгроме фашизма и освобождении Восточной Европы. Кроме того, СССР опирался на огромный экономический и военный потенциал.

    а) Создание ООН.

    Потсдамская конференция заложила основы послевоенного устройства мира, ее решения могли обеспечить стабильность и сотрудничество в Европе на долгие годы.

    Одним из важнейших элементов послевоенного миропорядка стало создание Организации Объединенных Наций. Начало ее созданию положила конференция 50 государств в Сан-Франциско в апреле 1945 г. Устав ООН был принят 26 июня 1945 г. Официально организация существует с 24 октября 1945 г. – к этому дню Устав ООН был ратифицирован Великобританией, Китаем, СССР, США, Францией (постоянные члены Совета Безопасности) и большинством других подписавших его государств. Основными целями ООН были поддержание международного мира и безопасности через всестороннее сотрудничество между народами.

    Руководящие органы ООН - ежегодная Генеральная Ассамблея (общее собрание всех членов) и Совет Безопасности. Решения принимаются большинством голосов на основе равноправия всех членов. Но при этом соблюдается принцип единогласия великих держав (они являются постоянными членами Совета Безопасности): ни одно решение не может быть принято, если хотя бы одна из них голосует против.

    Сотрудничество членов ООН осуществляется через систему многочисленных советов, комитетов и иных органов. ООН имеет право вводить экономические санкции и применять силу против отдельных государств (по решению Совета Безопасности).

    б) Начало «холодной войны»

    Потсдамская система международных отношений открывала широкие возможности для сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем. Но на практике победило стремление к гегемонии. Опасаясь роста влияния социализма, бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции пошли на обострение отношений со своим бывшим союзником. Это положило начало «холодной войне», ведущую роль в которой играли США.



    «Холодная война» - противоборство двух мировых систем с использованием всех способов, кроме прямых военных действий между сверхдержавами. Основными направлениями этого противоборства стали:

    1) гонка вооружений, создание военных блоков, развязывание локальных конфликтов;

    2) экономическая блокада, борьба за экономический раздел мира на сферы влияния;

    3) психологическая война, обострение идеологической конфронтации.

    Начало «холодной войны» связывают с речью У.Черчилля в военной академии г.Фултон (США) в марте 1946 г., где он призвал «поставить железный занавес коммунизму». Наиболее ярко «холодная война» в первые послевоенные годы проявилась в следующем.

    Экономическая блокада СССР и стран Восточной Европы, отказавшихся принять американский «план Маршалла», согласно которому США оказывали финансовую помощь пострадавшим во Второй мировой войне странам, но контролировали ее расходование;

    Раскол Германии (в нарушение Потсдамских соглашений) и образование ФРГ, ГДР и Западного Берлина;

    Создание военно-политического блока НАТО (1949 г.), объединившего США, Канаду и ряд стран Западной Европы, что создало прямую военную угрозу СССР и Восточной Европе;

    Гонка ядерных и обычных вооружений;

    Война в Корее (1950-1953 гг.), в которой приняли участие с одной стороны США (на основании решения Совета Безопасности ООН, принятого в отсутствие советской делегации), а с другой – СССР и КНР.

    в) Становление мировой системы социализма

    После Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии к власти пришли коммунисты. В результате в период 1944-1949 гг. сложилась мировая система социализма, ведущую роль в которой играл ССССР.

    СССР оказывал этим государствам всестороннюю помощь. Он сразу же установил дипломатические отношения с новыми правительствами, сорвав тем самым возможность их международной изоляции и политической блокады. СССР защищал их интересы в ООН, используя свое преимущество постоянного члена Совета безопасности.

    СССР заключил с социалистическими странами договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти договоры стали основой для развертывания дальнейшего сотрудничества между социалистическими странами.

    В первые послевоенные годы СССР оказал этим государствам существенную экономическую помощь, передав им часть трофейного оборудования, продавая им сырье и продовольствие по сниженным ценам, предоставляя кредиты, посылая своих специалистов. В 1952 г. СССР передал Китайской Народной Республике свои права на управление КВЖД. Торговые договоры СССР с социалистическими странами строились на основе режима наибольшего благоприятствования. Логическим завершением этого процесса стало создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, в который вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Албания (вышла в 1961 г.), ГДР (с 1950 г.).

    Для координации действий коммунистических партий было создано в 1947 г. Информационное бюро (Коминформ). Но в 1949 г. произошел конфликт между руководителями СССР и Югославии. Югославское руководство отстаивало свой путь строительства социализма, Сталин считал, что возможен только советский вариант. В результате югославских коммунистов исключили из Коминформа. Этот конфликт расколол мировое коммунистическое движение.

    Загрузка...