ecosmak.ru

Конспект занятия цифра 3 в средней группе. Средняя группа

Никитина Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 54"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект образовательной деятельности в средней группе по формированию элементарных математических представлений на тему: "Сравнение чисел "3, 4" Счёт по образцу"
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 54»

Конспект образовательной деятельности

в средней группе по формированию

элементарных математических

представлений

на тему: «Сравнение чисел «3, 4»

Счёт по образцу»

Выполнила:

Воспитатель средней группы

Никитина О.Ю.

Конспект занятия по математике в средней группе.

Воспитатель: Никитина О.Ю.

МБДОУ детский сад № 54

Тема:

Сравнение чисел 3-4, счет по образцу,

загадки. Времена года (осень).

Программное содержание:

предметов;

Закреплять знания о времени года (осень);

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: схема-карта с геометрическими фигурами,

изображение машины, велосипеда.

Раздаточный материал: тетрадь по формированию математических

представлений «я считаю до пяти», цветные карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В группу приходит зайка и жалуется, что он не умеет считать.

Воспитатель предлагает детям помочь зайке научиться считать.

2. Основная часть.

нарисовать столько же кружков в прямоугольнике под ним. Посчитать мячи и

нарисовать столько же в прямоугольнике под ними. Спросить детей, сколько

они нарисовали кружков (три), мячей (четыре). Чего больше, мячей или

кружков? (Мячей больше, чем кружков, а кружков меньше, чем мячей, на

Игра «Подскажи словечко»

Воспитатель предлагает детям подсказать слово в конце каждого

стихотворения и найти его на картинке закрасив, столько кружков в

прямоугольниках, сколько колес у этих предметов. Уточнив, сколько колес у

велосипеда (три), у автомобиля (четыре). Колес больше у велосипеда или

автомобиля? (У автомобиля колес больше, чем у велосипеда).

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит...

(автомобиль).

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только - гривы нет...

Что за конь? ...

(велосипед).

Физкультминутка «Два хлопка».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Зайка благодарит детей и собирается уходить домой забыв одеть курточку.

Воспитатель напоминает, что так на улицу выходить нельзя, т.к можно

простудиться. Предлагает детям ответить какое сейчас время года.

Игра «Слушай, смотри, делай»

Воспитатель читает стихотворение и просит детей найти картинку с

изображением времени года о котором говориться в стихотворении,

раскрасив листочки красками осени (желтые, оранжевые, красные).

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется.

3. Итог.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

По образцу

Воспитатель предлагает сравнить свою работу с образцом. Если работа

ребенка соответствует образцу, в правом нижнем углу ребенок рисует

зеленый кружок, если есть одна ошибка - желтый, если ошибок много -

красный. Воспитатель говорит детям, что эти цвета символизируют светофор

и обозначают: зеленый - все в порядке, можно переходить к следующей

страничке, желтый - надо быть чуть внимательнее, красный - необходимо

выполнить некоторые задания еще раз.

Дети дарят зайке тетрадь. Зайка благодарит детей, прощается и уходит домой.

Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Беседа о поре года.
– Какое время года наступило? (Осень)
- Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь?
– Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые)
– Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев)
– Что делают листья? (Летят, кружатся)
3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3.
Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
– Что принес ветер? (Листья)
– Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два».
– Опять подул ветер, принес еще 1.
Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1).
Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке.
4. Упражнение на столах.
- Положи квадрат, еще один квадрат.
- Сколько стало квадратов?
- Положите еще один.
- Теперь сколько стало?
5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры.
Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю.
6. Загадки
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три (Три медведя)

7. Физминутка. «Три медведя

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок - малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.

Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)

Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)

Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)

9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»

10. Рефлексия.

С какой цифрой сегодня познакомились?

В каких сказках встречается цифра три?

Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема: «Число 3».

Цель: повторение цифр 1,2; знакомство с цифрой 3; закрепление у детей знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

1. Учить понимать значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос "сколько?".

2. Упражнять в умение определять геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), осязательно-двигательным путем.

3. Закреплять счет в пределах 5, умение сопоставлять цифры 1,2 с количеством предметов.

4. Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: Цветик-семицветик, письмо, геометрические фигуры, цифры от 1-3, веревки, счетные палочки, демонстрационный материал, игра «Узнай фигуры», прописи, карандаши, карточки цифр, карточки геометрических фигур.

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят в кругу. В группу влетает воздушный шарик, на котором закреплен Цветик-семицветик.

Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар, а на нем цветок и письмо, значит в нем что-то написано, хотите узнать что? Тогда слушайте: «Здравствуйте, дорогие ребята! К Вам обращается девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», с моим другом случилась беда, его заколдовала злая волшебница, а чтобы ему помочь необходимо выполнить задания, которые написаны на лепестках цветка. Мне сказали, что Вы очень умные, добрые ребята и обязательно мне поможете. После того как Вы выполните все задания, колдовство волшебницы исчезнет».

Ребята как Вы думаете, мы можем помочь Жене и ее другу? Конечно, я была уверенна, что вы согласитесь помочь. Тогда приступим к заданиям. Дети рассаживаются на ковер.

Отрываю первый лепесток, а там задание:

1. Ребята, вам необходимо внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос (работа на доске):

Сколько тебе нужно лыж, чтобы покататься зимой?

Сколько кукол на картинки?

Сколько шляпок у гриба?

Сколько птичек на карточки?

Сколько крыльев у бабочки?

Сколько пяточков у поросёнка?

Сколько ягод на картинки?

Сколько глаз у совы?

Сколько хвостов у щенка?

Сколько крыльев у птицы?

Назовите, какие цифры у нас стоят под карточками.

Молодцы, а теперь отрываем следующий лепесток. 2. Знакомство с цифрой 3. Мы уже ребята с вами знаем цифры 1 и 2, а сегодня мы с вами познакомимся с цифрой 3. (демонстрационный материал (изображение цифр и количества предметов для каждой цифры) работа на доске).

Физминутка «Мышка»

Мышка в норку пробралась

На замочек заперлась

В дырочку она глядит

На заборе кот сидит.

Поиграли, а теперь следующий лепесток отрывается, а там задание. 3. Игра «Узнай фигуру». На карточке изображен рисунок, состоящий из геометрических фигур. Спросить, что ребята видят, попросить назвать фигуры, из которых состоит изображение.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Дети садятся за стол.

Следующий лепесток отрывается, и девочка Женя предлагает нам отдохнуть, а заодно и вспомнить геометрические фигуры. 4. (Моделирование геометрических фигур из веревки и счетных палочек).

Это волшебная веревка и волшебные палочки, вспомните, что из нее можно сделать. Давайте мы с вами построим домик для собачки.

Почему круг сделать легче, чем треугольник

Дети при помощи веревки и счетных палочек строят домик. Из каких геометрических фигур состоит домик. Дети называют.

Умнички.

Следующий лепесток отрывается и предлагается самое трудное задание. 5. Прописи.

1 2 3


Следующий лепесток отрывается.

6. Физминутка «Сороконожки»

Две сороконожки

Бежали по дорожки

Бежали, бежали

Все сапожки истоптали

Эй, сапожник, выходи

Почини-ка сапоги!

Тук, тук, тук, тук

Какой чудесный звук.

И последний лепесток отрывается. 7. Задание такое – Предлагается поиграть в игру «Найди свой домик». Я вам раздам карточки с изображением цифры и такие же цифры разложу на разные столы. Вам нужно будет найти домик своей цифре. Можно повторить игру с геометрическими фигурами.

Вот и все лепестки у нашего цветочка закончились, значит мы справились с заданиями.

Ой, опять письмо пришло. Читаю письмо о том, что колдовство с мальчика Вити исчезло.

Подведение итогов.

Что больше всего вам понравилось? Чем мы сегодня занимались. Вы все сегодня постарались я вами очень довольна.

  1. Нарисуй столько кружков какая цифра изображена.

1 2 3

  1. Соедини каждый квадрат с кружками с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.


  1. Закрась вторую фигуру красным цветом, первую – зеленым и третью - синим.

Цель: Знакомство с числом три.

Направление : Познавательное.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое».

Виды детской деятельности: игровая, художественное слово, коммуникативная, продуктивная.

Задачи:

  • Образовательные :
    • показать образования числа три;
    • счет до трех;
    • согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
    • различать процесс счета и его итог;
  • Развивающие :
    • развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
    • расширять кругозор, активизировать словарь;
    • развивать произвольное внимание, мышление, мелкую моторику;
  • Воспитательные : воспитывать самостоятельность, аккуратность; умение работать в коллективе.

Раздаточный материал: зайчики, морковки (для каждого ребенка), счетная доска, пластилин.

1 часть. Организационный момент

Воспитатель . Ребята, к нам в гости пришел Бобик и принес игрушку. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, что эта за игрушка.

Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель. Давайте опишем матрешку. Какая она?
Дети
. Большая, красивая, деревянная. .
Воспитатель. Сколько у нас матрешек?
Дети.
Одна.
Воспитатель . Давайте посмотрим, есть ли внутри нее еще одна матрешка? Посмотрите и если есть достаньте.
Дети . Есть.
Воспитатель. Сколько матрешек, посчитайте?
Дети . Одна матрешка, две матрешки.
Воспитатель
. Давайте еще посмотрим, есть ли там еще одна матрешка, если есть достаньте и посчитайте?
Дети. Одна матрешка, две матрешки, три матрешки.
Воспитатель
. Какая по счету стоит большая матрешка? (Первая) , а какая по счету стоит средняя матрешка (Вторая) , а какая по счету стоит маленькая матрешка (Третья) .
Воспитатель
. Как мы получили три матрешки? (Мы к одной матрешки, добавили одну матрешку, и добавили еще одну матрешку).

II часть. Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой»

Воспитатель . К нам из лесу прибежали зайчики. Выкладываем на верхнюю желтую полоску два зайчика, а на нижнюю полоску столько морковок сколько зайчиков. Откладываем под каждым зайчиком. Что вы можете сказать про зайчиков и морковок? Зайчиков и морковок поровну или нет?
Дети. Поровну.
Воспитатель.
Добавьте еще одного зайчика. Сколько стало зайчиков?
Дети
. Три зайчика.
Воспитатель . А как мы получили три зайчика?
Дети.
Мы к двум зайчикам, добавили одного зайчика.
Воспитатель
. А теперь зайчиков и морковок поровну или нет? Или чего то больше, чего то меньше.
Дети.
Зайчиков больше, морковок меньше.
Воспитатель . Да, у нас три зайчика и две морковки. Три больше, два меньше,а что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну? Дети. Надо добавить еще одну морковку.
Воспитатель . Теперь зайчиков и морковок поровну или нет?
Дети.
Поровну. Три зайчика, три морковки.
Воспитатель
. Так как же у нас получилось три морковки?
Дети
. Мы к двум морковкам, добавили еще одну морковку и морковок стало три.

III часть. Физкультминутка

Утром дети в лес пошли,
Шаги с высоким подниманием ног.
И в лесу грибы нашли.
Приседание .
Наклонились, собирали,
Наклоны вперед
По дороге растеряли.

Разведение рук в стороны
Девочки и мальчики
Прыжки на месте
Прыгают, как мячики
Ручками хлопают.
Хлопнуть 3 раза
Ножками топают.
Топнуть 3 раза
Глазками моргают
Ритмично зажмуривать глаза
После отдыхают.
Присесть, руки свободные.

IV часть

Воспитатель. А теперь у нас с вами творческая работа. Раз мы сегодня говорим с вами о числе три, значит нам с вами нужно запомнить цифру три. И мы сегодня с вами будем лепить цифру три. Между какими цифрами она стоит? (Между двойкой и тройкой). Давайте нарисуем цифру три в воздухе.

Пальчиковая гимнастика

Первый, второй - шли утята.
Третий, четвертый - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко-громко запищал: «Пи-пи-пи!» -
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!» (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).

V часть. Лепка цифры три

Задачи: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями; лепить пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Старшие дети могут помочь младшим. Какие у вас красивые получились тройки.

VI часть. Дидактическая игра. «Где звенит колокольчик»

Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.

Игра повторяется 3-4 раза.

Количество и счет

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. (1.с.12)

Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех. (4.с.154)

Ребята средней группы должны научиться приемам счета:

1. Называть числительные по порядку.

2. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет.

4. Учить отличать процесс счета от итога счета.

6. В процессе счета называть только числительные.

7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.

Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.

Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

Вводится знакомство с символикой - цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету необходимо одновременно и знакомить с цифрами - соответствующими обозначениями чисел.

По мере ознакомления детей с первыми тремя числами их учат порядковому счету в пределах 5 и умению отличать его от количественного счета, правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?». Порядковый счет дается вместе с количественным в целях отличия их. На первом занятии необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три». Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этой группе является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной для детей обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При этом необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы.

Например, отобрав кубик и поставив его на другой край стола, ребенок говорит: «Один», отобрав молча другой и поставив его к первому, говорит: «Два» и т. д. числительное произносить тогда, когда практическое действие отбора уже завершено. Этому способу важно обучить детей, так как, многие называют числительное, когда берут предмет, и называют следующее числительное, когда ставят его к первому, то есть считают свои движения, а не предметы. Следует учить отсчитывать, выкладывать, приносить определенное число предметов сначала по образцу, а затем по названному числу. Считать и отсчитывать по образцу детям легче, чем по названному числу. Воспитатель должен это знать и усложнять задания постепенно: сначала предлагать работать по наглядному образцу (дается образец-карточка с кружками и предлагается детям найти столько же игрушек, поставить каждую игрушку на кружок карточки, затем по названному числу (числовой карточке или цифре) найти трех уточек, поставить столько машин сколько цифр на доске).

Еще более сложным заданием будет отсчитывание предметов из большего количества. В начале обучения детям предлагают три предмета, которые необходимо расположить по порядку, далее количество предметов увеличить до пяти и более. (1.с.14)

Хорошую упражняемость в различении количественных отношений обеспечивает выполнение детьми поручений педагога. Например: принести много зайцев и одного мишку; найти, где лежит мало карандашей и много тетрадей; принести один стул и несколько кукол. (4.с.156

Величина

Усложняются задачи формирования представлений о величине.

Не владея способами оценки величины, ребенок часто не может сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные в пространстве, учитывая при этом, как правило, только один из параметров величины, в первую очередь высоту, что приводит к неверному решению - к оценкам по зрительному впечатлению.

Чтобы выработать ориентировку на величину предметов как значимый признак и подвести ребенка к осознанию необходимости измерения как способа сопоставления предметов по величине, нужна такая организация обучения, которая вызывала бы собственную познавательную активность ребенка. (4.с.37)

Детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) предметы по ширине, длине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения подбираются с малой разницей в ширине, длине, высоте, толщине. Это делается для того, чтобы показать необходимость соизмерения. При этом следует обратить внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость использования единой точки отсчета.

Ведется работа с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов с помощью третьего - условной меры. Например, у каждого ребенка на столе листок с наклеенными елками и полоска бумаги, из которой они должны самостоятельно сделать мерку и с ее помощью определить, какая из елок выше.

Дети должны, сравнивая предметы, уметь разложить их в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, толщине, высоте.

Вначале такое определение делается в результате прямого прикладывания предметов друг к другу, а затем дети должны уметь определить на глаз. Например, воспитатель просит дать полоску бумаги такой же длины или принести альбом толще того, что лежит на столе, и т.д.

Геометрические фигуры

В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем.

Методика проведения занятий по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе.

Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом. (1.с.15)

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар катится. Таким образом обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»)»;

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.) (2.с.236)

Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, из 6 - прямоугольник, из 3- треугольник.

Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие.

Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д. (1.с.16)

Ориентировка в пространстве

Усложняются и задачи ориентировки в пространстве: дети не только должны определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Эти знания ребята получают на занятиях и закрепляют их в играх, на прогулке и т.д.

Дети должны уметь определить положение того или иного предмета по отношению к себе («Впереди меня стол», «Справа от меня шкаф» и т.д.). научиться видеть что близко и что далеко от них; правильно пользоваться понятиями «близко» и «далеко». (1.с.16)

В средней группе на занятиях по математике большое внимание уделяется развитию у детей ориентировки в пространстве стола или листа бумаги. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное число предметов вверху и внизу или справа и слева. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце одни и те же части пространства и связать их с определенным названием (вверху, сверху, внизу, снизу, справа, слева, посередине). (4.с.47)

Ориентировка во времени

Педагог уточняет представление ребят о частях суток, связывая их названия с занятиями детей и близких им взрослых в эти отрезки времени. Дети должны знать, что в сутках четыре части, уметь последовательно называть их. Детей знакомят со сменой суток и словами «сегодня», «вчера», «завтра». (1.с.17)

В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: дети утром идут в детский сад, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Полезно предложить детям из набора выбрать все картинки которые показывают, например, что бывает днем.

После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время - положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли и т.п. (2.с.267)

Загрузка...