ecosmak.ru

Понятие политической системы и политической власти. Основные этапы становления политической науки Стержневым ведущим понятием политической

7.1. Власть, ее происхождение и виды Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения. В древности основу власти составлял авторитет - влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан. Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе: Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену. Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок. Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей. Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту - людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью. В политической науке выделяется несколько видов власти.Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка. Существуют и другие основания для классификации власти: по сферам действия (государственная, партийная, проф-союзная, армейская, семейная и т. п.); по функциям (законодательная, исполнительная и судебная); по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).7.2. Политическая система, ее структура
и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами: 1) участие в делах государства; 2) историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать; 3) политика - наука государственного управления (В. И. Даль). Политик, по Далю, это «умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать»; 4) политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс); 5) политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений. В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.Политическая деятельность - это деятельность в сфе-ре политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политичес-кой системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс. Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - это политическое руководство , включающее в себя следующие звенья: выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы; определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности; подбор и расстановка кадров. Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть -политика внешняя она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику . Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации. Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее. Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства. Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян. Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуще-ствованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика . Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях. Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресу-рсосберегающие технологии. Все это - задачи государства. Есть и многие другие направления государственной деятельности. Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними. Функции политической системы: определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества; распределение духовных и материальных ресурсов; согласование разных политических интересов; пропаганда различных норм поведения; стабильность и безопасность общества; приобщение людей к политической жизни; контроль за выполнением решений и соблюдением норм. Основные элементы политической системы: 1) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство. 2) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами. 3) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относят-ся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписан-ные представления о добре и зле, правде и справедливости). 4) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции). 5) Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

7.1. Власть, ее происхождение и виды

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т.д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:

    Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.

    Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи, в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня, сила государства в силе законов, в четком исполнении законом и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

    Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

    Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту – людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.

В политической науке выделяется несколько видов власти:

Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной кампании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют “четвертой властью”. Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющими для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Существуют и другие основания для классификации власти:

по сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т.п.);

по функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕЖИССЕРА

В программе второго курса обучения режиссеров - освоение метода действенного анализа пьесы и роли - вершины режиссерского учения Станиславского. Этот метод - главный профессиональный стержень школы Товстоногова, он неотрывен от первой части системы Станиславского, от законов актерской психотехники.
Содержание второго курса строится по следующим направлениям:
I Теоретическое постижение метода действенного анализа.
Темы лекций.
1 Первый этап метода действенного анализа - режиссер наедине с пьесой, «разведка пьесы умом»; параметры метода и их системная взаимосвязь.
2 Второй этап - метод физических действий как инструмент метода действенного анализа, «разведка пьесы телом»; физическое действие как часть триединого действенного процесса (мыслительное, словесное, физическое действие); мизансцена - язык режиссера; сценическая композиция и мизансцена.
3 Метод действенного анализа - метод анализа и синтеза.
II Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий:
1 Анализ нескольких пьес - одноактных и многоактных;
2 Анализ пьес (современного и классического репертуара), отрывки из которых делают режиссеры;
3 Событийно-действенный анализ отрывков, над которыми работают режиссеры;
4 Совместная работа режиссеров со студентами-актерами над отрывками, сначала из современных, потом из классических пьес (диалоги - этюдные импровизации).
III Работа над «зачинами» на основе стихов и песен.

Теоретическое постижение метода действенного анализа
Итак, метод действенного анализа пьесы и роли. Расскажу немного об истории вопроса в надежде, что заинтересованный читатель захочет познакомиться в дальнейшем с этим методом в иных трактовках, поскольку в моей книге представлена только одна версия.
Метод действенного анализа наиболее полно отражен в публикациях М.О. Кнебель и Г.А. Товстоногова. Интересные исследования в этой области осуществлены также А.М. Поламишевым.
Кнебель, ученица Станиславского и Немировича-Данченко, писала, что начало открытия нового закона анализа пьесы, по ее мнению, можно отнести к 1905 году, к периоду работы в театральной студии на Поварской, когда мастер «впервые предложил анализировать пьесу этюдным путем... И только в 1935 году Станиславский с новой, удесятеренной силой убежденности стал проповедовать идею анализа пьесы в действии» . Кнебель отмечала, что, к сожалению, в трудах Станиславского «...нет специальной главы с описанием этого открытия» . (Подчеркну, что наиболее значительными являются подготовительные материалы Станиславского к его неосуществленной книге «Работа актера над ролью», где ставятся проблемы работы над пьесой и ролью.) Вероятно, только скромность Кнебель, этого талантливого педагога, режиссера и ученого, не позволила сказать, что именно ей принадлежит заслуга - на основе незавершенных трудов, отдельных статей, высказываний по этому вопросу, практических занятий в оперно-драматической студии в последние годы жизни Станиславского - впервые описать и теоретически осмыслить суть открытия своего учителя. Ведь сам термин «метод действенного анализа пьесы и роли» введен в нашу науку Кнебель. Этот метод нашел широкое применение в сценической педагогике Москвы.
В ГИТИСе - главным образом усилиями Кнебель, в вахтанговской школе - в работах Поламишева. В рамках этой книги нет возможности проанализировать каждую из существующих точек зрения на проблему, определить сферы соприкосновения, единства взглядов, исследовать суть расхождений. Мой рассказ - о режиссерской школе Товстоногова.
Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства - литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.
Конкретно-исторический анализ произведения здесь неотрывен от духовно-нравственных проблем. Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача.
Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное развитие - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению спектакля.
Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды - океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
4. В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
Важнейший этап рождения режиссерского замысла - определение исходного предлагаемого обстоятельства, той среды, неизменной на протяжении всего развития пьесы (вобравшей в себя авторскую боль), которая «беременна» проблемой произведения.
Не менее существенно выявление главного конфликта: он носит всегда нравственный характер, представляет собою процесс рождения, становления или падения, деградации личности.
Все названные здесь параметры метода взаимосвязаны, неотрывны друг от друга, это обеспечивает целостность анализу. В процессе рождения спектакля они являются компасом, верно ориентирующим его создателей.
Метод действенного анализа предполагает совместный импровизационный анализ события и действия в нем, осуществляемый актерами под руководством режиссера, - это так называемая «разведка телом». Эта часть метода называется методом физических действий.
Следует отметить, что название «разведка умом» - условно, поскольку оно не отражает всей полноты процесса, - не только логического, рационального, но в первую очередь эмоционального, чувственного постижения материала режиссером; точно также, говоря о «разведке телом», мы должны помнить, что анализ осуществляется всем психофизическим аппаратом актера - не только телом, но и умом, всем сердцем и душой художника.
Импровизационный поиск осуществляется при активном взаимодействии режиссера и актеров. Создать в репетиционном классе особую среду, атмосферу общего поиска уникальных средств выражения авторской стилистики - значит направить импровизацию в нужное русло. Этот процесс требует высокого режиссерского искусства. Подлинный смысл этюдного способа репетиций - анализ произведения, осуществленный в действии. Участие режиссера в процессе импровизации многозначно. Определив событие и действие в нем, отобрав предлагаемые обстоятельства, постановщик спектакля должен быть чуток к тому, верный ли камертон задан импровизационному поиску, угаданы ли природа чувств и способ существования в спектакле; режиссер корректирует и направляет поиск. Интуитивное проникновение в художественную ткань произведения, творческое вдохновение играют важную роль в импровизационном поиске. Однако вдохновение и интуиция требуют конкретной пищи, она-то и добывается совместным трудом режиссера и актера в процессе репетиции.
Творческая и нравственная сила метода действенного анализа, синтезирующего анализ и воплощение, заключающаяся в естественности и органичности процесса разведки, проб и ошибок, свободного (тут имеется в виду и внешняя, и внутренняя, в широком смысле слова - свобода) творческого поиска, последовательно, постепенно постигается студентами в течение всего обучения.
Необходимо тренировать в себе умение в сложном увидеть простое, а в простом - сложное; любое явление жизни, происходящее с вами, вокруг вас, адаптировать, переводить на язык действия, обнаруживать в нем событие, конфликт.
Метод физических действий способствует созданию цепи физических действий, которые взрывают конфликт, раскрывают его смысл, объясняют глубину взаимоотношений персонажей.
Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Поскольку событие имеет как объективный, так и субъективный характер, то именно сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств.
В плане-конспекте «Работы над ролью», написанном Станиславским незадолго до смерти, автор предлагает наметить временную, черновую сверхзадачу, начать прощупывать линию сквозного действия и для этого производить деление пьесы на самые большие события. Предполагаемая сверхзадача становилась своеобразным компасом, даже если она не сформулирована, но только намечена и живет лишь в предощущениях режиссера. Эта принципиальная позиция Станиславского, конечно, должна учитываться в работе над планом «штурма» пьесы и роли.
Подчеркнем ключевую роль события в методе. Интересна этимология слова «событие». Товстоногову было близко толкование В. И. Даля - «со-бытийность кого-то с кем-то». Мастер подчеркивал, что жизнь человеческая событийна по своей структуре, событийна и структура сценической жизни. Только сценическая жизнь всегда протекает в условиях обострения предлагаемых обстоятельств, поэтому в пьесе событие, общее, совместное бытие людей конфликтно - таков закон драмы. Любое событие - это конфликт, то есть конфликтный действенный факт (как называл его Станиславский). Действие - это борьба. Очень важно, что событие - действенный, конфликтный факт, происходящий «здесь, сейчас, на моих глазах», то есть события реально происходят в пьесе, а не за ее пределами.
Только предлагаемые обстоятельства большого круга могут быть за рамками пьесы. Именно чтобы разобраться в «ворохе» предлагаемых обстоятельств, как я уже писала, мы разделяем их на обстоятельства: малого круга (событие, действие), среднего круга (сквозное действие) и большого круга (сверхзадача). Каждому кругу предлагаемых обстоятельств соответствует определенная цель и действие.
Кроме того, анализируя пьесу, мы должны определить:
1 Ведущее предлагаемое обстоятельство события - то обстоятельство малого круга, которое определяет борьбу в событии (ведь в событии - сумма разнообразных обстоятельств малого круга), поэтому иногда можно называть событие по ведущему предлагаемому обстоятельству.
2 Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы - оно определяет борьбу по сквозному действию пьесы.
3 Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - та среда, в которой сосредоточена проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем его в процессе развития пьесы. Исходное и ведущее предлагаемые обстоятельства пьесы часто конфликтны по отношению друг к другу, но отнюдь не всегда.
Следует помнить, что далеко не все пьесы начинаются с открытого столкновения и явного действенного факта. Неспешность разворачивания действия, подспудность конфликта, отсутствие яркого события в начале характерны для многих пьес. Порою конфликт не обнажен, он бывает скрыт, но это не лишает события конфликтности содержания. Необходимо только разгадать, почему автору нужно иметь такое исходное событие. Может быть, в кажущемся стоячем болоте скуки, однообразия жизни, отраженной в исходном событии, уже таятся, закипают страсти, и режиссер должен только их разглядеть? Самое обыденное, кажущееся статичным событие, насыщено острейшей борьбой, хотя внешне эта борьба может быть едва выражена. Возьмем, к примеру, «Горячее сердце» А. Н. Островского. Для Курослепова, пробудившегося ото сна в десятом часу вечера (!) - (не мудрено, что ему спросонья конец света привиделся), - встать с крыльца, да пойти посмотреть, заперты ли на ночь ворота в доме, - пытка каторжная! А ведь не доверяет он дворнику Силану - по его недосмотру две тысячи рублей из-под самого носа хозяина (под подушкой были!) украли. Тут разворачивается борьба острейшая; но так и не удается Курослепову преодолеть свою сонную одурь - он долго зевает, потом грозит дворнику, да в дом уходит. Конечно, такое событие внешне выглядит совершенно статичным, но острота конфликта от этого не утрачивается.
Не всякое событие пьесы является частью сквозного действия пьесы. Сквозное действие начинается только в основном событии и заканчивается в финальном. При этом события пьесы - от исходного до основного и от финального до главного - не теряют своей конфликтной природы.
В главном событии пьесы просветляется ее сверхзадача, решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства и обязательно - это самое последнее событие пьесы.
Товстоногов сравнивал предложенные им параметры метода действенного анализа с параллелями и меридианами, пересечение которых дает возможность найти искомую географическую точку на карте. Знание только одних параметров и невнимание к другим не приведут к успеху - нужно, чтобы они «пересекались».
Проследим, как связаны различные понятия метода.
Сквозное действие - путь воплощения сверхзадачи, та реальная, конкретная борьба, в результате которой утверждается сверхзадача. Оно начинается в основном событии одновременно с появлением ведущего предлагаемого обстоятельства пьесы - это обстоятельство и будет определять всю борьбу по сквозному действию. Высшего пика эта борьба достигнет в центральном событии. Закончится она - в финальном, здесь будет исчерпано и ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы. Исходное предлагаемое обстоятельство, неизменное на протяжении всей пьесы, связано с исходным событием - в исходном событии отражено исходное предлагаемое обстоятельство; в главном событии решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (мы узнаем, что с ним стало, изменилось ли оно, или осталось прежним, «победило» или «потерпело поражение»). В главном событии также просветляется сверхзадача пьесы.
Как видим, здесь нет ни одного понятия метода, оторванного от целого, не имеющего множества прочных связей с другими параметрами. Именно это и представляется мне наиболее сильной стороной разработанной Товстоноговым методики.
Верно разгаданный режиссером хотя бы один из параметров поможет совершить открытие новых тайн пьесы - ведь все параметры связаны между собою. И наоборот, - одна ошибка способна разрушить всю систему размышлений, точнее сказать, - наглядно обнаружить, что системы-то анализа нет! Есть отдельные, не связанные между собою догадки о пьесе, а не целостный ее анализ.

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.
Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.
В древности основу власти составлял авторитет - влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.
Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.
Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:
Экономические ресурсы, к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.
Силовые ресурсы: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.
Социальные ресурсы: престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.
Информационные ресурсы, являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту - людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
В политической науке выделяется несколько видов власти.
Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).
Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.
Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.
Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.
Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.
Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Существуют и другие основания для классификации власти:
по сферам действия (государственная, партийная, проф­союзная, армейская, семейная и т. п.);
по функциям (законодательная, исполнительная и судебная);
по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)

Глубинный источник власти – неравенство людей.

Главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:

всеобщность - проникает буквально все человеческие отношения.

инклюзивность - соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.

§ 128. Стерженщик машинной формовки 1-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на стержневых и пескодувных машинах мелких простых стержней. Подготовка стержневых ящиков (чистка, смачивание). Установка простых каркасов. Отделка, окраска и укладка стержней для сушки. Выполнение отдельных операций при изготовлении более сложных и крупных стержней под руководством стерженщика машинной формовки более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве обслуживаемых стержневых или пескодувных машин и правила управления ими; назначение и условия применения простых инструментов и приспособлений; наименование и назначение стержневых смесей, применяемых для изготовления стержней.

Примеры работ

Изготовление стержней:

1. Втулки диаметром до 300 мм.

2. Колена, патрубки и фасоны для труб диаметром до 125 мм.

3. Стержни цилиндрические.

4. Трубы диаметром до 75 мм.

5. Фитинги.

§ 129. Стерженщик машинной формовки 2-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на стержневых машинах, автоматах и пескодувных машинах мелких и средних размеров стержней средней сложности стержней по стержневым ящикам. Установка каркасов простой и средней сложности, отделка, крепление стержней и укладка их для сушки. Устранение мелких неполадок в машинах. Изготовление стержней одинакового сечения на мундштучных машинах.

Должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых стержневых, пескодувных и мундштучных машин, автоматов, приспособлений и оснастки; состав стержневых смесей и других материалов и требования, предъявляемые к ним; назначение и правила применения контрольно-измерительных приборов; правила размещения газоотводов; требования, предъявляемые к готовым стержням; режимы сушки стержней.

Примеры работ

1. Воронки литниковые - изготовление стержней.

2. Втулки диаметром свыше 300 мм - изготовление стержней.

3. Картеры компрессоров автомобилей - изготовление стержней на пескодувной машине.

4. Колена, патрубки и фасоны для труб диаметром свыше 125 до 150 мм - изготовление стержней.

5. Корпуса подшипников диаметром до 300 мм - изготовление стержней.

6. Ролики рольгангов прокатных станов - изготовление стержней.

7. Ступицы ведущих колес тракторов - изготовление стержней.

8. Трубы диаметром свыше 75 мм - изготовление стержней.

§ 130. Стерженщик машинной формовки 3-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на стержневых машинах крупных размеров стержней средней сложности по стержневым ящикам с небольшим числом отъемных частей и сложных стержней на пескодувных машинах. Установка сложных каркасов с проводкой газовых каналов, тщательной отделкой на поточном конвейере и окраской стержней. Сборка простых и средней сложности стержней. Проверка качества стержневых смесей. Подналадка стержневых машин.

Должен знать: устройство, принцип работы и правила подналадки стержневых машин различных типов; способы приготовления стержневых смесей и методы определения их качества; влияние крепителей на качество стержней; способы применения быстросохнущих смесей; устройство и способы применения контрольно-измерительных инструментов и приборов.

Примеры работ

Изготовление стержней:

1. Колена и патрубки для труб диаметром свыше 150 мм.

2. Корпуса масляных насосов.

3. Корпуса подшипников диаметром свыше 300 мм.

4. Пальцы режущего аппарата сельскохозяйственных машин.

5. Поршни компрессоров.

6. Поршни, поршневые вставки и головки поршней дизелей.

7. Радиаторы отопительные.

9. Пятники тележек вагонов и тендеров.

10. Хомуты тяговые автосцепок.

§ 131. Стерженщик машинной формовки 4-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на стержневых машинах крупных и сложной формы стержней по стержневым ящикам с большим числом отъемных частей. Сборка сложных стержней. Установка сложных фигурных каркасов и крепление их различными способами.

Должен знать: последовательность изготовления стержней для сложных отливок; свойства стержневых материалов и смесей, применяемых для изготовления стержней, и способы определения их качества по внешнему виду и показаниям контрольно-измерительных приборов.

Примеры работ

Изготовление стержней:

1. Блоки цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

2. Боковины литых тележек вагонов и тендеров.

3. Головки блоков цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

4. Картеры коробок передач автомобилей.

5. Корпуса букс вагонов и тендеров.

6. Корпуса компрессоров.

7. Котлы отопительные.

8. Трубы коллекторов выхлопные.

§ 132. Стерженщик машинной формовки 5-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на стержневых машинах с электронной системой управления сложных стержней по стержневым горячим ящикам с большим числом отъемных частей. Участие в наладке обслуживаемого оборудования и механизмов.

Должен знать: технологию изготовления сложных стержней; конструктивные особенности и кинематические схемы стержневых машин; правила наладки и регулирования контрольно-измерительных приборов и используемого оборудования.

Загрузка...