ecosmak.ru

Реформы правления ивана 4 кратко. Военные реформы Ивана IV Грозного

НЭП – «новая экономическая политика » Советской России представляла собой экономическую либерализацию при строгом политическом контроле властей. НЭП пришёл на смену «военному коммунизму » («старой экономической политике » — СЭП) и имел основную задачу: преодолеть политический и экономический кризисы весны 1921 года. Главной же идеей НЭПа было восстановление народного хозяйства для последующего перехода к социалистическому строительству.

К 1921 году Гражданская война на территории бывшей Российской империи в целом закончилась. Еще гремели бои с недобитыми белогвардейцами и японскими оккупантами на Дальнем Востоке (в ДВР), а в РСФСР уже оценивали убытки, принесённые военно-революционными потрясениями:

    Потери территории – вне Советской России и союзных ей социалистических государственных образований оказались Польша, Финляндия, Прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония), Западные Белоруссия и Украина, Бессарабия и Карская область Армении.

    Потери населения в результате войн, эмиграции, эпидемий и падения уровня рождаемости составила примерно 25 миллионов человек. Специалисты подсчитали, что на Советских территориях на тот момент проживало не более 135 миллионов человек.

    Были основательно разрушены и пришли в упадок промышленные районы : Донбасс, Урал и Бакинский нефтедобывающий комплекс. Катастрофически не хватало сырья и топлива для кое-как работающих заводов и фабрик.

    Объём производства промышленной продукции сократился примерно в 5 раз (выплавка металла упала до уровня начала XVIII века).

    Примерно на 40% сократились объёмы сельскохозяйственного производства.

    Инфляция переходила все разумные пределы.

    Существовал и нарастал дефицит товаров народного потребления.

    Деградировал интеллектуальный потенциал общества. Многие учёные, технические специалисты и деятели культуры эмигрировали, некоторые подверглись репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

Крестьяне, возмущённые продразвёрсткой и бесчинствами продотрядов не только саботировали сдачу хлеба, но и повсеместно поднимали вооружённые мятежи . Восстали земледельцы Тамбовщины, Дона, Кубани, Украины, Поволжья и Сибири. Повстанцы, зачастую руководимые идейными эсерами, выдвигали экономические (отмена продразвёрстки) и политические требования:

  1. Изменение аграрной политики Советских властей.
  2. Отменить однопартийный диктат РКП(б).
  3. Избрать и созвать Учредительное собрание.

На подавление восстаний бросали подразделения и даже соединения Красной Армии, но волна протестов не утихала. В РККА тоже назрели антибольшевистские настроения, вылившиеся 1 марта 1921 года в масштабное Кронштадское восстание. В самой РКП(б) и ВСНХ уже с 1920 года раздавались голоса отдельных лидеров (Троцкий, Рыков), призывавших к отказу от продразвёрстки. Вопрос смены социально-экономического курса Советской власти назрел.

Факторы, повлиявшие на принятие новой экономической политики

Введение НЭПа в Советском государстве не было чьей-то прихотью, напротив, НЭП был обусловлен целым рядом факторов:

    Политических, экономических, социальных и даже идеологических. Концепция Новой экономической политики была в общих чертах сформулирована В. И. Лениным на X съезде РКП(б). Вождь призвал на данном этапе поменять подходы к управлению страной.

    Концепция о том, что движущей силой социалистической революции является пролетариат, незыблема. Но трудовое крестьянство его союзник и Советская власть должна учиться с ним «уживаться».

    В стране должна быть встроена система с единой идеологией , подавляющей всякую оппозиционность существующей власти.

Только в такой ситуации НЭП мог обеспечить решение хозяйственных проблем, которые поставили перед молодым советским государством войны и революции.

Общая характеристика НЭПа

НЭП в Советской стране явление неоднозначное, так как напрямую противоречил марксистской теории. Когда политика «военного коммунизма» дала сбой, «новая экономическая политика» исполнила роль, непланового обходного манёвра на пути строительства социализма. В. И. Ленин постоянно подчёркивал тезис: «НЭП – временное явление». Исходя из этого, НЭП в общих чертах можно охарактеризовать по основным параметрам:

Характеристики

  • Преодолеть политический и социально-экономический кризис в молодом советском государстве;
  • отыскание новых путей строительства экономического фундамента социалистического общества;
  • повышение уровня жизни в советском обществе и создание обстановки стабильности во внутренней политике.
  • Сочетание командно-административной системы и рыночного метода в советской экономике.
  • командные высоты сохранялись в руках представителей пролетарской партии.
  • сельское хозяйство;
  • промышленность (частные мелкие предприятия, аренда госпредприятий, государственно-капиталистические предприятия, концессии);
  • финансовая сфера.

Конкретика

  • Продразвёрстка заменяется продналогом (21 марта 1921 г.);
  • смычка города и деревни через восстановление торговли и товарно-денежных отношений;
  • допуск частного капитала в промышленность;
  • разрешение арендовать землю и нанимать батраков в сельском хозяйстве;
  • ликвидация системы распределения по карточкам;
  • конкуренция частной, кооперативной и государственной торговли;
  • введение самоуправления и самоокупаемости предприятий;
  • отмена трудовой повинности, ликвидация трудармий, распределение рабсилы через биржи;
  • финансовая реформа, переход к зарплате и упразднение бесплатных услуг.

Советское государство допускало частнокапиталистические отношения в торговле, мелкой и даже на некоторых предприятиях средней промышленности. При этом крупная индустрия, транспорт и финансовая система регулировались государством. В отношении к частному капиталу НЭП допускал применение формулы из трёх элементов: допуск, сдерживание и вытеснение. Что и в какой момент применять советские и партийные органы исходя из складывавшейся политической целесообразности.

Хронологические рамки НЭПа

Новая экономическая политика уложилась во временные рамки с 1921 по 1931 годы.

Действие

Ход событий

Запуск процесса

Постепенное свёртывание системы военного коммунизма и внедрение элементов НЭПа.

1923, 1925, 1927

Кризисы новой экономической политики

Появление и усиление причин и признаков тенденции к сворачиванию НЭПа.

Активизация процесса завершения программы.

Фактический отход от НЭПа, резкое усиление критического отношения к «кулакам» и «нэпманам».

Полное сворачивание НЭПа.

Законодательно оформлен юридический запрет частной собственности.

В целом НЭП в короткие сроки восстановил и сделал относительно жизнеспособной экономическую систему Советского Союза.

Плюсы и минусы НЭПа

Одним из самых главных негативных моментов новой экономической политики, по мнению многих аналитиков было то, что в этот период не получила развития индустрия (тяжёлая промышленность). Это обстоятельство могло иметь катастрофические последствия в этот период истории для такой страны, как СССР. Но и кроме этого в НЭПе не всё оценивалось знаком «плюс, были и существенные минусы.

«Минусы»

Восстановление и развитие товарно-денежных отношений.

Массовая безработица (более 2-х млн. человек).

Развитие мелкого бизнеса в сферах промышленности и услуг.

Большие цены промышленных товаров. Инфляция.

Некоторое повышение жизненного уровня промышленного пролетариата.

Низкая квалификация большинства рабочих.

Превалирование «середняков» в социальной структуре села.

Обострение жилищной проблемы.

Созданы условия для индустриализации страны.

Рост числа совслужащих (чиновников). Бюрократизация системы.

Причины многих экономических неурядиц, приводившие кризисам, были в низкой компетенции кадров и противоречивости политики партии и государственных структур.

Неизбежные кризисы

С самого начала НЭП показывал характерный для капиталистических отношений неустойчивый экономический рост, вылившийся в три кризиса:

    Кризис сбыта 1923 года, как следствие несоответствия низких цен на продукцию сельского хозяйства и высоких цен на промышленные товары народного потребления («ножницы» цен).

    Кризис хлебозаготовок 1925 года, выразившийся в сохранении обязательных госзакупок по фиксированным ценам при уменьшении объёмов хлебного экспорта.

    Острый кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 годов, преодолённый с помощью административно-правовых мероприятий. Закрытие проекта «Новая экономическая политика».

Причины отказа от НЭПа

Свёртывание НЭПа в Советском Союзе имело ряд обоснований:

  1. Новая экономическая политика не имела ясного видения перспективы развития СССР.
  2. Неустойчивость экономического роста.
  3. Социально-экономические изъяны (имущественное расслоение, безработица специфическая преступность, хищения и наркомания).
  4. Изоляция Советской экономики от мирового хозяйства.
  5. Недовольство НЭПом значительной части пролетариата.
  6. Неверие в успешность НЭПа значительной части коммунистов.
  7. ВКП(б) рисковала потерять монополию на власть.
  8. Преобладание административных методов управления народным хозяйством и внеэкономического принуждения.
  9. Обострение опасности военной агрессии против СССР.

Итоги Новой экономической политики

Политические

  • в 1921 году X съезд принял резолюцию «о единстве партии», тем самым покончил фракционностью и инакомыслием в правящей партии;
  • был организован суд над видными эсэрами и ликвидирована сама ПСР;
  • дискредитирована и уничтожена как политическая сила партия «меньшевиков».

Экономические

  • повышение объёмов производства сельхозпродукции;
  • достижение предвоенного уровня животноводства;
  • уровень производства товаров народного потребления не удовлетворял спрос;
  • рост цен;
  • медленный рост благосостояния населения страны.

Социальные

  • пятикратное увеличение численности пролетариата;
  • появление слоя советских капиталистов («нэпманов» и «совбуров»);
  • рабочий класс заметно повысил уровень жизни;
  • обострился «квартирный вопрос»;
  • увеличился аппарат чиновничье-демократического управления.

Новая экономическая политика так и не была до конца понята и принята как данность властью и народом страны. В какой-то степени мероприятия НЭПа оправдывали себя, но негативных сторон процесса всё же было больше. Главным итогом было быстрое восстановление экономической системы до уровня готовности к следующему этапу строительства социализма — масштабной индустриализации .

Принятие на Х съезде РКП (б) решения о замене продразверстки продналогом является точкой отсчета в переходе от политики “военного коммунизма” к новой системе хозяйствования, к НЭПу.

В.И.Ленин и К.Е.Ворошилов среди делегатов X съезда РКП(б). 1921 г.

Вполне очевидно, что введение продналога не является единственной характеристикой нэпа, который стал для советской страны определенной системой политических и экономических мер , осуществляемых на протяжении почти целого десятилетия. Но это были первые шаги, причем сделанные очень осторожно. Декретом Совнаркома от 29 марта 1921 г. был установлен хлебный налог в размере 240 млн. пудов (при среднем урожае) вместо 423 млн. пудов при разверстке 1920 г.

Крестьяне получили возможность продажи излишков своей продукции на рынке.

Для В.И. Ленина, как и для всех большевиков, это влекло за собой глубокий пересмотр собственных идей о несовместимости социализма и частной торговли. Уже в мае 1921 г., через 2 месяца после Х съезда, была созвана Х Чрезвычайная партконференция для обсуждения нового курса. Сомнений уже не могло быть — курс, как уточнял Ленин, был взят “всерьез и надолго”. Это был “реформистский ” метод действий, отказ от революционной красногвардейской атаки на капитал, это был “допуск” в социализм элементов капиталистической экономики.

В.И.Ленин в своем кабинете. Октябрь 1922 г.

Для формирования рынка и налаживания товарообмена необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. В управлении промышленностью произошли радикальные изменения. Были созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в тресты.

Н.А.Бердяев.

С.Л. Франк, Л.П. Карсавин; историки А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, А.В. Флоровский; экономист Б.Д. Бруцкус и др.

Особый упор сделан на ликвидацию партий меньшевиков и эсеров , в 1922 г. аресты стали массовыми. К этому времени РКП (б) осталась единственной легальной политической партией в стране .

Новая экономическая политика совместила в себе с самого начала две противоречивые тенденции: одна — на либерализацию экономики, другая — на сохранение монополии коммунистической партии на власть . Эти противоречия не могли не видеть В.И. Ленин и другие лидеры партии.

Сложившаяся в 20-е гг. нэповская система, таким образом, должна была способствовать восстановлению и развитию народного хозяйства , разрушившегося за годы империалистической и гражданской войн, но, в то же время эта система изначально заключала в себе внутреннюю противоречивость , неизбежно приводившую к глубоким кризисам, непосредственно проистекающим из природы и сущности нэпа.

Первые шаги в либерализации экономики, введении рыночных отношений способствовали решению задачи восстановления народного хозяйства страны, разрушенного гражданской войной. Явный подъем обозначился к началу 1922 г. Началась реализация плана ГОЭЛРО .

В.И.Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 г. Худ. Л.Шматько. 1957 г.

Из состояния разрухи стал выходить железнодорожный транспорт, движение поездов было восстановлено по всей территории страны. К 1925 г. крупная промышленность достигла уровня 1913 г. Были пущены Нижегородская, Шатурская, Ярославская, Волховская ГЭС.

Пуск 1-й очереди Каширской ГРЭС. 1922 г.

Путиловский машиностроительных завод в Петрограде, а затем Харьковский и Коломенский заводы стали выпускать трактора, Московский завод АМО — грузовые автомобили.

За период 1921 — 1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза.

Начался подъем в сельском хозяйстве . В 1921 — 1922 гг. государство получило 233 млн. пудов зерна, в 1922 — 1923 — 429,6 млн., в 1923 — 1924 — 397, в 1925 — 1926 — 496 млн. пудов. Государственные заготовки масла увеличились в 3,1 раза, яиц — в 6 раз.

Переход к продналогу улучшил социально-политическую обстановку в деревне. В информационных сводках ЦК РКП (б), относящихся к лету 1921 г., сообщалось: “Крестьяне повсеместно увеличивают площади засева, вооруженные выступления пошли на убыль, отношение крестьян меняется в пользу советской власти”.

Но первым успехам помешали чрезвычайные бедствия, обрушившиеся на основные зерновые районы страны. 25 губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины были поражены сильнейшей засухой, что в условиях послевоенного продовольственного кризиса привело к голоду, унесшему около 6 % населения. Борьба с голодом велась как широкая государственная кампания с привлечением предприятий, организаций, Красной Армии, международных организаций (АРА, Межрабпом).

В пораженных голодом районах сохранялось военное положение, введенное там еще в годы гражданской войны, стала реальной угроза мятежей, усилился бандитизм.

На первый план выдвигается новая проблема. Крестьянство выказало свое недовольство нормой продналога , которая оказалась непосильной.

В сводках ГПУ за 1922 г. “О политическом состоянии российской деревни” отмечалось крайне негативное влияние продналога на материальное положение крестьян. Местные власти применяли решительные меры к задолжникам вплоть до репрессий. В некоторых губерниях проводились опись имущества, аресты и суды. Подобные меры встречали активное сопротивление крестьян. Так, например, жители одной из деревень Тверской губернии расстреляли отряд красноармейцев, прибывший для взимания налога.

Согласно декрету ВЦИК и СНК “О едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922 — 1923 гг.” от 17 марта 1922 г., вместо целого множества продуктовых налогов устанавливался единый натуральный налог , предполагавший единство окладного листа, платежных периодов и общую единицу исчисления — пуд ржи.

В мае 1922 г. ВЦИК принял Основной закон о трудовом землепользовании , содержание которого позднее почти без изменений легло в основу Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 30 октября и вступившего в действие с 1 декабря того же года. В рамках государственной собственности на землю, подтвержденной кодексом, крестьянам предоставлялась свобода выбора форм землепользования вплоть до организации единоличных хозяйств.

Развитие единоличных хозяйств в деревне вело к усилению классового расслоения . В результате в тяжелом положении оказались маломощные хозяйства. В 1922 г. в ЦК РКП (б) начали поступать сведения о распространении системы кабальных сделок в деревне. Это означало, что бедняки для того, чтобы получить ссуду или инвентарь у кулаков, вынуждены были закладывать свой урожай “на корню” за бесценок. Эти явления — тоже лицо нэпа в деревне.

Вообще первые годы нэпа стали серьезным испытанием нового курса, поскольку возникающие трудности были обусловлены не только последствиями неурожайного 1921 г., но и сложностью перестройки всей системы экономических отношений в стране.

Весной 1922 г. разразился финансовый кризис , непосредственно связанный с введением капиталистических форм экономики.

Декретами СНК 1921 г. о свободе торговли, о денационализации предприятий ознаменовался отказ от политики “коммунистического” распределения. Значит к жизни вернулись денежные знаки как неотъемлемая часть свободного предпринимательства и торговли. Как писал М. Булгаков, в конце 1921 г. в Москве появились “триллионеры”, т.е. люди, имевшие триллионы рублей. Астрономические цифры стали реальностью, потому что появилась возможность покупать на них товары, но эта возможность ограничивалась постоянным обесцениванием рубля, что, естественно, сужало возможности свободной торговли и рынка.

В это время проявил себя и новый нэпманский предприниматель, “советский капиталист”, который в условиях товарного голода неизбежно становился обычным перекупщиком и спекулянтом.

Страстная (ныне Пушкинская) площадь. 1920-е гг.

В.И. Ленин, оценивая спекуляцию, говорил, что “вырывается машина из рук, едет не совсем так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины”.

Коммунисты признавали, что старый мир ворвался с куплей-продажей, приказчиками, спекулянтами — с тем, против чего совсем недавно воевали. Добавились проблемы с госпромышленностью, которая была снята с государственного снабжения и фактически оставлена без оборотных средств. В результате рабочие или пополняли армию безработных, или по несколько месяцев не получали зарплату.

Серьезно осложнилось положение в промышленности в 1923 — начале 1924 гг. , когда произошло резкое снижение темпов роста промышленного производства, что привело, в свою очередь, к массовому закрытию предприятий, росту безработицы, появлению забастовочного движения, охватившему всю страну.

Причины поразившего в 1923 г. экономику страны кризиса стали предметом обсуждения на XII съезде РКП (б) , состоявшемся в апреле 1923 г . “Кризис ножниц цен ” — так его стали называть по знаменитой диаграмме, которую Л.Д. Троцкий, заговоривший об том явлении, показал делегатам съезда. Кризис был связан с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары (это и называлось “ножницы цен”). Произошло это потому, что в восстановительный период по масштабам и темпам восстановления впереди шла деревня. Кустарно-ремесленное и частное производство росло быстрее, чем крупная промышленность. К середине 1923 г. сельское хозяйство было восстановлено по отношению к довоенному уровню на 70 %, а крупная промышленность — всего на 39 %.

Дискуссия по проблеме “ножниц ” состоялась на октябрьском Пленуме ЦК РКП (б) в 1923 г. Было принято решение о понижении цен на промышленные товары, что, безусловно, предотвратило углубление кризиса, который создавал серьезную угрозу социального взрыва в стране.

Весь социально-политический кризис, поразивший СССР в 1923 г., не может быть ограничен только узкими рамками проблемы “ножниц цен”. К сожалению, проблема была даже более серьезной, чем могло показаться на первый взгляд. Развивалось серьезное противоречие между властью и народом , который был недоволен политикой власти, политикой коммунистической партии. И рабочий класс, и крестьянство выразили свой протест как в форме пассивного сопротивления, так и активными выступлениями против советской власти.

В 1923 г . многие губернии страны были охвачены забастовочными движениями . В отчетах ОГПУ “О политическом состоянии СССР” выделялся целый комплекс причин: это долговременные задержки заработной платы, ее низкий уровень, повышение норм выработки, сокращение штатов, массовые увольнения. Наиболее острые волнения произошли на текстильных предприятиях Москвы, на металлургических предприятиях Урала, Приморья, Петрограда, на железнодорожном и водном транспорте.

1923 г. был тяжелым и для крестьянства. Определяющим моментом в настроениях крестьянства стало недовольство чрезмерно высоким уровнем единого налога и “ножницами цен”. В некоторых районах Приморской и Забайкальской губерний, в Горской Республике (Северный Кавказ) крестьяне вообще отказывались уплачивать налог. Многие крестьяне, чтобы заплатить налог, вынуждены были продавать свой скот и даже инвентарь. Появилась угроза голода. В Мурманской, Псковской, Архангельской губерниях в пищу уже начали употреблять суррогаты: мох, рыбные кости, солому. Реальной угрозой стал бандитизм (в Сибири, Забайкалье, на Северном Кавказе, на Украине).

Социально-экономический и политический кризис не мог не отразиться и на положении партии.

8 октября 1923 г. Троцкий изложил свою точку зрения на причины кризиса и пути выхода из него. Убеждение Троцкого, что “хаос идет сверху”, что в основе кризиса лежат субъективные причины, разделяли многие руководители хозяйственных ведомств и организаций.

Такая позиция Троцкого получила осуждение большинства членов ЦК РКП (б), и тогда он обратился к партийным массам. 11 декабря 1923 г. в “Правде ” было опубликовано “Письмо к партийным совещаниям” Троцкого, где он обвинил партию в бюрократическом перерождении . В течение целого месяца с середины декабря 1923 г. до середины января 1924 г. 2-3 страницы “Правды” были заполнены дискуссионными статьями и материалами.

Трудности, возникавшие по мере развития и углубления нэпа в первой половине 20-х гг., неизбежно вели к внутрипартийным спорам. Формирующееся “левое направление ”, отстаиваемое Троцким и его сторонниками, фактически отразило неверие определенной части коммунистов в перспективы нэпа в стране .

На VIII Всесоюзной партийной конференции были подведены итоги дискуссии и принята развернутая резолюция, осудившая Троцкого и его сторонников за мелкобуржуазный уклон. Обвинение во фракционности, антибольшевизме, ревизии ленинизма пошатнули его авторитет, стали началом краха его политической карьеры.

В 1923 г. в связи с болезнью Ленина идет постепенный процесс концентрации власти в руках основной “тройки ” ЦК: Сталина, Каменева и Зиновьева. Для того, чтобы исключить в будущем оппозиционность внутри партии, на конференции был обнародован седьмой пункт резолюции “О единстве партии”, принятый на Х съезде и до этого времени сохранявшийся в тайне.

Прощание с В.И.Лениным. Январь 1924 г. Худ. С.Боим. 1952 г.

Пока Ленин реально возглавлял партию, его авторитет в ней был непререкаем. Поэтому борьба за власть между представителями зарождающихся в связи с переходом к нэпу политических течений могла иметь только характер скрытого соперничества.

С 1922 г ., когда И.В. Сталин занял должность Генерального секретаря РКП(б) , он исподволь расставлял своих сторонников на ключевые посты в партийном аппарате.

На XIII съезде РКП (б) 23 — 31 мая 1924 г. явно отмечены были две тенденции развития советского общества: “одна — капиталистическая, когда на одном полюсе накапливается капитал, на другом — наемный труд, нищета; другая — через наиболее понятные, доступные формы кооперации — к социализму”.

С конца 1924 г . начинается проведение курса “лицом к деревне ”, избранного партией в результате усилившегося недовольства крестьянства проводимой политикой, появления массовых требований о создании крестьянской партии (так называемого Крестьянского Союза ), которая бы в отличие от РКП (б) защищала интересы крестьян, решала вопросы о налоге, способствовала углублению и расширению частной собственности в деревне.

Разработчиком и идеологом “деревенского нэпа” стал Н.И. Бухарин, считавший, что необходимо от политики тактических уступок крестьянству перейти к устойчивому курсу экономических реформ, поскольку, как он говорил, “у нас есть нэп в городе, у нас есть нэп в отношениях между городом и деревней, но у нас нет нэпа в самой деревне”.

С обоснованием нового поворота в экономической политике в деревне Бухарин выступил 17 апреля 1925 г . на собрании Московского партийного актива, через неделю этот доклад в виде статьи был опубликован в “Правде”. Именно в этом докладе Бухарин произнес знаменитую фразу, обращаясь с призывом ко всему крестьянству: “Обогащайтесь! ”.

Этот курс получил практическое воплощение на апрельском 1925 г. Пленуме ЦК РКП (б), который зафиксировал, что “вместе с развитием рыночных отношений в деревне, а также усилением торговой связи с городом и внешним рынком идет и будет расти укрепление основной массы середняцких хозяйств с одновременным ростом (по крайней мере, для ближайших лет) на одной стороне зажиточных слоев деревни с выделением капиталистических элементов (купечества) и на другой — батраков и деревенской бедноты”.

А в декабре 1925 г . состоялся XIV съезд , где был официально одобрен курс на победу социализма в СССР .

Рабочие делегации Москвы и Донбасса приветствуют XIV съезд партии. Худ. Ю.Цыганов

К.Е.Ворошилов и М.В.Фрунзе во время парада на Красной площади 1 мая 1925 г.

Съезд назвал это “основной задачей нашей партии” и подчеркнул, что “налицо экономическое наступление пролетариата на базе новой экономической политики и продвижение экономики СССР в сторону социализма, а государственная социалистическая промышленность все более становится авангардом народного хозяйства”, следовательно, “во главу угла надо поставить задачу победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом”.

Таким образом, XIV съезд РКП (б) стал своего рода рубежным в переориентации политики партии на усиление социалистических начал в экономике.

Тем не менее начало второй половины 20-х гг. все еще проходило под знаком сохранения и развития нэповских принципов. Но хлебозаготовительный кризис зимы 1927 — 1928 гг. создал реальную угрозу планам промышленного строительства, осложнив общую экономическую ситуацию в стране.

В определении судьбы нэпа в создавшихся экономических условиях столкнулись две группы политического руководства страны. Первая, — Бухарин, Рыков, Пятаков, Томский, Смилга и другие сторонники активного роста сельского хозяйства, углубления нэпа в деревне, проиграла идеологическую битву другой — Сталину и его сторонникам (Молотову, Ворошилову, Кагановичу и др.), добившимся к тому времени большинства в политическом руководстве страны.

В январе 1928 г. Сталин предложил для стабилизации хлебозаготовок развернуть строительство колхозов и совхозов. В речи Сталина в июле 1928 г., опубликованной только несколько лет спустя, подчеркивалось, что политика нэпа зашла в тупик , что ожесточение классовой борьбы объясняется все более отчаянным сопротивлением капиталистических элементов, что крестьянству придется потратиться на нужды индустриализации.

Бухарин, по его собственному выражению, “пришел в ужас” от выводов Генсека и попытался организовать полемику, опубликовав 30 сентября 1928 г. в “Правде” “Заметки экономиста”, где изложил экономическую программу оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский составили так называемую “правую оппозицию”). Автор статьи объяснял кризис ошибками планирования, ценообразования, неподготовленностью сельскохозяйственной кооперации и выступал за возврат к экономическим и финансовым мерам воздействия на рынок в условиях нэпа.

В ноябре 1928 г . Пленум ЦК единогласно осудил “правый уклон ”, от него отмежевались и Бухарин, и Рыков, и Томский, которые руководствовались желанием сохранить единство партии. В этом же месяце партийно-государственными органами принимается решение о форсировании процессов коллективизации .

В 1929 г. на Украине и в РСФСР узакониваются чрезвычайные меры по ограничению свободной продажи хлеба, устанавливается первоочередная продажа зерна по государственным обязательствам, начинает проводиться в жизнь политика экспроприации купечества как класса. Страна вступает в 1-ю пятилетку, в планах которой предусматриваются ускоренные темпы индустриализации и коллективизации страны. И в этих планах уже нет места .

В многолетней борьбе социалистических и рыночных начал победа была директирована сверху , партийным руководством страны, сделавшим свой окончательный выбор в пользу социализма .

Однако придание решающего значения субъективному фактору — волевым действиям Сталина и его окружения, ориентировавшихся на ускоренную социалистическую индустриализацию, не может являться единственным объяснением “гибели нэпа” в СССР.

Реальная практика осуществления этой политики на протяжении 20-х гг. выявляет и объективный фактор — т.е. те противоречия и кризисы, которые были присущи самой природе нэпа . Переплетение рыночных и административных командных начал управления, лавирование между рынком и директивной экономикой обусловили “поворот” 1929 г . Этот год стал фактически концом новой экономической политики , осуществляющейся партией и правительством в восстановительный период. Были в это время и несомненные успехи, и потери, и явления стабилизации, и внутренние кризисы. Но позитивные, конструктивные преобразования 20-х гг. несомненно связаны с более гибкой стратегией и тактикой нэпа по сравнению с политикой тотального режима последующих “сталинских” десятилетий.

Реформы Ивана Грозного — преобразования, проводившиеся русским царем Иваном IV Васильевичем в 1550-е - 1560-е годы главным образом в области законодательства, управления казной, местного и центрального управления, вооруженных сил и церкви. Целью реформ были дальнейшее укрепление государственности и централизация власти.

Венчание на царство. Избранная рада.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Тем самым утверждалось божественное происхождение царской власти, а также усиливался авторитет самой церкви.

Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану людей сложилось новое правительство, получившее название Избранная рада. Возглавлял раду А.Ф. Адашев, происходивший из не очень знатного рода. В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Рада просуществовала до 1560 г. и явилась органом, проводившим реформы Ивана IV.

Центральное и местное управление

В период складывания централизованного государства роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана Грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входила Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства, иногда на его заседаниях присутствовали представители дворянства и верхушки посада.

В середине XVI в. окончательно оформились центральные органы управления - приказы. Они ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами - приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам - Поместный приказ; холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов в отдельных землях ранее поручался боярам-кормленщикам, «кормившимся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки выборных представителей местного населения: губных старост (губа - округ), избиравшихся из числа местных дворян; земских старост - из числа черносошного населения там, где не было дворянского землевладения; городовых приказчиков и излюбленных голов - в городах.

Судебник 1550 г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов - Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

Денежная реформа

Денежная реформа началась еще при матери Ивана Васильевича, Елене Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли.

Военная реформа

Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено «Уложение о службе». Согласно ему, вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

Большим шагом вперед в организации военных сил было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е.по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество - порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения эти отразили изменения, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие судебника 1550 г. и реформы Ивана Грозного. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Итоги реформ

Реформы середины XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно они создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

Однако, сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами и изменами феодальной знати. Постепенно царь утверждался в мысли, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. Вскоре Иван Грозный придет к идее опричнины.

  • 1. Предпосылки раздробленности русских земель
  • 2. Русские земли и княжества
  • 3. Борьба за независимость
  • 4. Начало объединения русских земель.
  • Лекция № 4 Образование единого многонационального российского государства (хv – первая треть XVI вв.)
  • 1. Основные этапы объединительного процесса
  • 2. Политический строй Российского государства.
  • 3. Социально-экономическое развитие
  • 4. Русская культура хiii- хv вв.
  • Лекция № 5 Россия в эпоху Ивана IV Грозного
  • 1. Годы боярского правления и венчание на царство Ивана IV
  • 2. Реформы Ивана IV
  • 3. Внешняя политика и ее итоги.
  • 4.Опричнина
  • 5. Оценки личности и деятельности Ивана Грозного
  • Лекция № 6 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины смутного времени
  • 2. Ход и итоги Смутного времени
  • 3. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция № 7 Россия в эпоху петровских преобразований
  • 1. Воцарение Петра I на русский престол
  • 2. Борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям
  • 3.Основные Петровские реформы
  • 4.Европеизация русского общества
  • 5. Оценки преобразовательной деятельности Петра Великого
  • Лекция № 8 Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II
  • 1. Дворцовые перевороты 1725 -1762 гг.
  • 2. Золотой век Екатерины II
  • 3. Крестьянская война под руководством е. И. Пугачева
  • 4. Геополитические достижения России во время правления Екатерины II
  • 5. Правление Павла I (1796 – 1801)
  • Лекция № 9 Россия в первой половине хiх века
  • 1. Внутренняя политика Александра I (1801 – 1825)
  • 2. Внешняя политика Александра I
  • 3. Восстание декабристов
  • 4. Внутриполитическое развитие России при Николае I (1825 – 1855). Апогей самодержавия
  • 5. Промышленный переворот в России
  • 6. Внешняя политика в правление Николая I
  • 7. Общественное движение 30 – 40-х гг. Хiх в.
  • Лекция № 10 Реформы Александра II и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Александр II Освободитель (1855 - 1881). Реформы 60 – 70-х гг. Хiх в.
  • 2. Внешняя политика Александра II
  • 3. Внутренняя и внешняя политика Александра III Миротворца (1881 – 1894)
  • 4. Идейная борьба и общественное движение во второй половине хiх в.
  • 5. Особенности модернизации пореформенной России
  • Лекция № 11 Общенациональный кризис и программа модернизации России начала хх века
  • 1. Характер общенационального кризиса и расстановка политических сил в России в начале хх в.
  • 2. Русско-японская война (1904-1905 гг.)
  • 3. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. Причины, характер, особенности революции.
  • 4. Аграрная реформа п.А. Столыпина и другие проекты модернизации страны
  • Лекция № 12 Смена политических режимов и становление советской
  • 1. Февральская буржуазно-демократическая революция: характер, значение и расстановка политических сил после свержения Николая II.
  • 2. Октябрьское вооруженное восстание: подготовка и проведение, формирование советского государственного аппарата
  • 3. Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 13 ссср в 20-30-е годы хх века
  • 1. Новая экономическая политика (нэп) 1921-1927 гг.
  • 2. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
  • 3. Переход от Новой экономической политики к политике «большого скачка».
  • 5. Общественно-политическое развитие ссср в 30-е годы. Формирование административно-командной системы
  • 6. Советская культура в 20-30-е годы хх века
  • Лекция № 14 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  • 1. Актуальность изучения причин, хода и основных этапов,
  • Итогов и уроков Великой Отечественной войны
  • 2. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны
  • 3. Советский тыл в годы войны
  • 4.Освобождение Европы
  • 5. Итоги и уроки войны
  • Лекция № 15 ссср в послевоенный период и Хрущевское десятилетие
  • 1. Внешняя и внутренняя политика ссср в послевоенный период.
  • Ссср и мировое сообщество
  • 2. Ужесточение режима и апогей культа личности и.В.Сталина.
  • 3. Хх съезд кпсс и его последствия
  • 4. Укрепление личной власти н.С.Хрущева и усиление сопротивления реформам
  • 5. Культура, образование и наука
  • Лекция №16 Развитие советского государства в середине 60-х – середине 80-х годов
  • 1. Особенности периода правления л.И.Брежнева
  • 2. Причины растущего отставания ссср от развития западных держав
  • 3. Диссидентское движение в ссср и его роль в истории страны
  • 4. Особенности периода правления ю.В.Андропова
  • Лекция №17 Политика перестройки и ее несостоятельность. Развал ссср
  • 1. М. С. Горбачев и «Перестройка»
  • 2. Ослабление позиций кпсс
  • 3. Распад ссср. Образование суверенной России
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – н. Ххi в.)
  • 1. Экономические реформы в России 1991 – 1993 гг.
  • 2. Становление политической системы страны
  • 3. Россия во второй половине 1990-х гг.
  • 4. Внешняя политика России в 1990-е гг.
  • 5. Новый этап развития России (2000 – 2005 гг.)
  • 2. Реформы Ивана IV

    Начало царствования Ивана Васильевича было многообещающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название «Реформы середины ХVI в.».

    В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин «дворяне» - люди из двора Великого князя - был известен с ХII в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне - низшая прослойка знати. С ХVI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

    Один из близких царю людей - дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

    Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

    Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

    Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

    Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

    Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

    Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

    Губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

    Волость - земский староста (из черносошного населения);

    Город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

    До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

    Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

    Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Монархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

    Военная реформа. В середине ХVI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в окружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

    Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

    Ядро армии составляло - Дворянское ополчение. На земли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян. Им была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, «головы» - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству - бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

    В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это - пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли – «дачи». Из коллективной «дачи» каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

    Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского «казак» - удалец, вольный человек).

    Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

    Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

    В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.

    Судебная реформа. В 1550 г.ввела в действие новый свод законов - Судебник. Судебник ИванаIII1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл«заповедные лета»- переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

    Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было неститягло- комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 газемли.

    Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге -«Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

    Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, - подчеркивает С. Ф. Платонов, - был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского государства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. В 1560 году, после кончины жены Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произошел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям. Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последствии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили решительный и жестокий характер.

    Основные даты и события: 1547 г. - венчание Ивана IV на царство; 1550 г. - издание Судебника Ивана IV, ограничение местничества, организация стрелецкого войска; 1556 г. - отмена системы кормлений.

    План ответа : 1) начало царствования Ивана IV; 2) венчание Ивана на царство; 3) Избранная рада; 4) Судебник 1550 г.; 5) Стоглавый собор; 6) формирование приказной системы; I 7) реформа местного управления; 8) военная реформа; 9) ограничение местничества; 10) значение реформ.

    В начале XVI в. перед Россией стояла задача укрепления единого государства. Для этого требовалось покончить с пережитками децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также расширить территорию страны (исходя, в первую очередь, из растущих потребностей поместной системы).

    Василий III лишь обозначил пути решения этих задач. После его смерти власть перешла к трехлетнему сыну государя Ивану и его матери Елене Глинской . Ослабление центральной власти привело к обострению борьбы между боярскими родами Вельских, Шуйских и Глинских. Елена Глинская сумела продолжить политику Василия III по усилению централизации. Она провела реформу местного управления (губную реформу), в 1535 г. ввела единую денежную систему. Однако эти действия вызвали недовольство боярской оппозиции, и великая княгиня была отравлена.

    Первым важным решением Ивана IV стало принятие в 1547 г. царского титула . Это должно было подчеркнуть божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором Священной Римской империи, византийскими правителями прошлого.

    В то же время при Иване IV началось формирование институтов - сословно-представительной монархии. К этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. В борьбе с боярской оппозицией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, которое несло административную, военную, дипломатическую службу и получало за это земли и деньги из казны.

    В 1549 г. Иван IV созвал первый в истории России Земский собор - совещательный орган из представителей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. Было объявлено о подготовке реформ . В их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название Избранной рады . В ее состав входили князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

    Принятый в 1550 г. новый общерусский свод законов - Судебник - еще более укрепил царскую власть. Были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к Юрьеву дню), увеличена плата за «пожилое». Закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. Вместо традиционного ополчения создавалось регулярное стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. Был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (Посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, Разбойный - за порядок и безопасность, Челобитный - принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п.). Вскоре было ограничено местничество (занятие в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей). Содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. Была реформирована церковь.

    На состоявшемся в 1551 г. церковном Стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пантеон святых , церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителей.

    Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. Новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 1550-е гг., были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя. Реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических задач.

    В сложившейся системе государственной власти центральную роль играл царь, принятие любого принципиально важного решения зависело исключительно от него. Слабость экономической системы страны, многолетняя Ливонская война, обострение борьбы с боярской оппозицией создавали объективную потребность в укреплении царской власти. В 1553 г. Иван IV внезапно тяжело заболел, его ближайшее окружение стало обсуждать вопрос о наследнике. Однако царь поправился и, не доверяя вчерашним помощникам, стал меньше прислушиваться к их советам. Нарастали, и в 1560 г. Избранная рада была распущена. С реформами было покончено. Иван IV перешел к насильственным методам осуществления своей политики.

    В декабре 1564 г. царь внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу, забрав с собой семью, казну, двор. В январе 1565 г. он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и называл условия своего возвращения в столицу. Все условия были приняты .

    По возвращении Иван IV объявил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории. Все владельцы вотчинных земель, не вошедшие в состав царской опричнины, выселялись из этого удела в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы - земщину. В опричном уделе царь сформировал собственные органы власти - думу, приказы, двор. Было организовано и особое (опричное) войско, превратившееся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя - Малюты Скуратова-Бельского.

    Вопрос о сущности опричнины является дискуссионным в отечественной исторической литературе. В последние годы пересмотрена господствовавшая прежде точка зрения о том, что опричнина была необходима для укрепления центральной власти в борьбе с боярской оппозицией. В рамках централизации осуществлялись и реформы Избранной рады, причем именно они привели к положительным результатам, имевшим долговременное значение. Опричный же террор в равной мере карал как представителей боярского сословия, так и дворян, и другие категории населения. Поэтому опричнина не может быть оценена исключительно как антибоярская акция.

    В результате опричнины в стране был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, которого именно в эти годы прозвали Грозным. Однако террор оказался гораздо менее эффективен, чем реформы 1550-х годов. В итоге в 1572 г. царь отменил опричнину, но при этом деспотический режим сохранился.

    Результатом опричнины стал экономический и политический кризис 1570-80-х гг., разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономики страны, серия военных поражений. В целом опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала XVII века.

    Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги

    Основные даты и события: 1552 г. - взятие Казани; 1556 г. - взятие Астрахани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1581 г. - поход Ермака в Сибирь.

    План ответа : 1) цели и задачи внешней политики России во второй половине XVI в.; 2) походы на Казань и Астрахань; 3) Ливонская война; 4) начало покорения Сибири; 5) итоги внешней политики России во второй половине XVI века.

    К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Кроме того, сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов.

    Для решения задач внешней политики к этому времени сложилась довольно благоприятная ситуация. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были ослаблены. Ливонский орден, владевший в то время значительными прибалтийскими территориями, также не мог противостоять России. Наконец, реформы 1550-х гг. привели к формированию сильной регу-лярной армии и необходимых экономических условий.

    В 1552 г. русская армия во главе с царем отправилась на завоевание Казанского ханства. Сопротивление защитников Казани было сломлено после подкопа и взрыва крепостной стены. В 1552-1557 гг. последовало присоединение башкирских земель, а в 1556 г. - Астраханского ханства. В 1581 г. при поддержке купцов Строгановых началась военная экспедиция дружины атамана Ермака с целью присоединения Сибирского ханства. В 1582 г. Западная Сибирь вошла в состав России.

    Ливонская война длилась двадцать пять лет (1558-1583). На первом этапе русские войска не только разгромили вооруженные силы, рыцарей, но и добились распада самого Ливонского ордена . Однако именно это обстоятельство обусловило вступление в войну Швеции и образовавшегося в 1569 г. единого польско-литовского государства - Речи Посполитой. В результате ситуация изменилась, Россия была вынуждена вести борьбу со значительно более сильным противником. Введение режима опричнины ослабило позиции страны, так как крестьянские хозяйства, составлявшие основу аграрного строя, оказались разорены. К тому же поход Ивана Грозного на Новгород (1570) обескровил северо-западные районы и сделал их уязвимыми для неприятеля. Все это привело к тому, что, сокрушив Ливонский орден, Россия была вынуждена вернуть все занятые в ходе войны земли. Более того, она потеряла имевшиеся со времен Ивана III Нарву, Ям, Копорье, Иван-город .

    Загрузка...