ecosmak.ru

Мировая культура 19 20 века. Московский государственный университет печати

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой - ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П.А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т.М. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А.С. Хомяков).

Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.

XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В.А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в переводе Н.И. Гнедича.

В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина - создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа, а также М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов "натуральной школы" - И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. Одной из черт натуральной школы было внимание к судьбе "Маленького человека" (Гоголь, Достоевский, Некрасов), жизни крепостного крестьянина (очерки В.И. Даля, "Записки охотника" И.С. Тургенева), миру русского купечества (А.Н. Островский).

В пореформенную эпоху 1860-70-е гг. эти тенденции сохранялись, и в литературных произведениях той эпохи отразились идейные конфликты времени. На это время приходится расцвет русского классического романа. В это время создают свои лучшие произведения И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В их сочинениях свойственное критическому реализму внимание к общественным конфликтам обогащалось, а подчас и отодвигалось на второй план глубоким психологизмом и философскими обобщениями, касавшимися судеб России и западной культуры, их взаимоотношений, поисками духовной опоры в христианстве (православии или собственном его толковании, как у Толстого). Являясь вершинами достижений русской литературы XIX в., эти сочинения оказали влияние и на развитие мировой культуры, став ее неотъемлемой частью.

Конец XIX в. стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" - М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия - время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа.

Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Произведения О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, далекие от гражданского пафоса, утверждали естественность и свободу чувств человека. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплотилось в полотнах К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи"), А.А. Иванова "Явление Христа народу"). Свойственное романтизму внимание к национальным, народным мотивам проявилось в образах крестьянской жизни, созданных А.Г. Венециановым и живописцами его школы. Переживает подъем и искусство пейзажа (С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, Иванов). К середине XIX в. на передний план выдвигается жанровая живопись. Полотна П.А. Федотова, обращенные к событиям в жизни крестьян, солдат, мелких чиновников, демонстрируют внимание к социальным проблемам, тесную связь живописи и литературы.

Рубеж XIX - XX столетий - период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.

Начиная с 90-х гг. в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной основы бытия, внимание к символам (через которые она раскрывается). Новыми принципами творчества символистов стали многоплановость, а следовательно, неясность и недосказанность образов, расплывчатость и неопределенной основной идеи произведения. С другой стороны, символизм обогатил выразительные средства поэтического языка, формировал представление об интуитивной природе искусства. На творчество символистов оказала большое воздействие философия Ницше и Шопенгауэра. Уже к 1909 г. символизм как направление практически распадается.

Возникшее в 1912 г. течение акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин), в противовес иррациональному символизму, требовало от искусства ясности и гармонии, утверждало самоценность явлений жизни и идеал "сильной личности" в ее ницшеанской трактовке.

Другим влиятельным течением в литературе и эстетике был футуризм (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью.

Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин).

В начале 20в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А. Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, "беспокойство", управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это "возбуждение" и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения).

В русской живописи начала XX в. заметно также влияние импрессионизма (В. Серов, К.Коровин, И. Грабарь).

Не остался в стороне от влияния символизма и театр. Поиски нового сценического искусства дали русской и мировой культуре условный театр В.Э. Мейерхольда (театр Комиссаржевской, Александринский театр), Камерный театр А.Я. Таирова, Студию Е. Вахтангова.

В музыке эпохи модерна, находившейся под влиянием позднего романтизма, проявлялись внимание к внутренним переживаниям человека, его эмоциям, лиризм и утонченность, свойственные произведениям С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова.

В эпоху модерна в русской культуре занимает свое место кино. Первые киносеансы состоялись в 1896 г., а к 1914 г. в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. В кино начала XX в. утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы (Пиковая дама", "Отец Сергий" Я.П. Протазанова). Звездами немого кино были В.В. Холодная, И.И. Мозжухин.

Русская художественная культура начала XX в. была как никогда открытой Западу, чутко реагируя на новые течения в философии и эстетике и одновременно открываясь европейскому обществу. Огромную роль сыграли здесь "Русские сезоны" в Париже, организованные Дягилевым. Начиная с 1906г. С.Дягилев знакомил парижское общество с достижениями русской художественной культуры, организовав выставку, посвященную истории русского искусства, русской музыкой (от Глинки до Рахманинова) - путем организации концертов и постановок оперных спектаклей с лучшими российским дирижерами и певцами (Шаляпиным, Собиновым и др.). С 1909 г. начались сезоны русского балета, открывшие и для России, и для Европы постановки М. Фокина ("Жар-птица" и "Петрушка" И.Ф. Стравинского), в которых блистали А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Мордкин, С. Федорова. Русские сезоны Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

  • 1) начало XX в -- 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
  • 2) 20--30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры -- социалистической),
  • 3) послевоенные 40-е гг. -- вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура -- это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель".

Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов.

Культура новой России, связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

тему: « Европейская культура XIX – XX веков » Выполнила студентка 1 курса группы Скд-415/1 Пикалова Кристина Рвботу проверил преподаватель: Битюкова Людмила Григорьевна Воронеж 2016 Романтизм, Реализм. В культуре Нового времени 19 век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура 19 столетия базируется на тех же мировоззренческих основаниях, что и культура нового времени. Это...

2644 Слова | 11 Стр.

  • Реферат: культура Белоруссии и России 19-20 века

    Реферат: Культура Белоруссии и России 19 -20 века | | | | Содержание 1. Введение 2. Материальная и духовная культура 3. Школьная реформа 4. Профессиональное обучение 5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения 6. Книжная и периодическая печать 7. Искусство и архитектура * Развитие белоруской литературы * Становление национального профессионального театра, музыкальная жизнь * Изобразительное искусство * Архитектура 8. Заключение 9. Литература...

    13632 Слова | 55 Стр.

  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры , но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные...

    4049 Слова | 17 Стр.

  • Русская культура 19 века

    Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Русская культура 19 века .......................................................................... 5 1.1. Художественная культура первой половины 19 века ............... 7 1.2. Художественная культура второй половины 19 века ……….. 11 Заключение………………………………………………………………… 15 Список литературы………………………………………………………... 16 Введение К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования...

    3115 Слова | 13 Стр.

  • Искусство России 20 века

    Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века . Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века . Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке . Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, ...

    8493 Слова | 34 Стр.

  • Русская философия 19-20 веков

    11 вариант Тема: Русская философия 19 -20 веков . План: Введение. 1. Особенности русской философии 2. Дискуссии западников и славянофилов 3. Концепция всеединства в русской философии 19 -20 веков Заключение. Список используемой литературы. Введение. Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры . Русская философия обращается к тем же проблемам, что...

    3198 Слова | 13 Стр.

  • Русская культура 19 век

    «Золотой век русской культуры в начале 19 века » Выполнила: Щербинина Наталья Сергеевна студентка БУ СПО ХМАО-ЮГРЫ «Югорский художественный техникум» Руководитель: Коскина Любовь Игоревна 2013 План 1. Введение. Особенности «Золотого века » классического...

    2854 Слова | 12 Стр.

  • Музыкальная культура России 19 -20вв.

    РЕФЕРАТ Музыкальная культура России 19 - начала 20 веков План: Введение 1. Песенная культура России в 19 веке 2. Русская композиторская школа 2.1 Михаил Иванович Глинка 2.2 Александр Сергеевич Даргомыжский 2.3«Могучая кучка» 2.4 Петр Ильич Чайковский 3. Русская музыкальная культура начала 20в. Заключение Список литературы Введение Россия в 19в. сделала огромный скачок в развитии культуры , внесла неоценимый вклад в мировую культуру . Это было предопределено рядом причин. Културный...

    2934 Слова | 12 Стр.

  • abkbcjabz 19-20 dd

    1.1Истоки русской философии 3 1.2 Особенности русской философии XIX-ХХ веков . 6 Глава 2. Русский космизм 13 2.1 Русский космизм. 13 Заключение. 18 Список литературы 19 Введение Русская Культура , важнейшей составляющей которой является русская философия, которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии. Русская культура – явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего...

    3654 Слова | 15 Стр.

  • 19 век

    Тема 17.Русская культура в первой половине 19 века План 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века страница № 3 2.Развитие просвящения, образования и науки страница № 4 3.Русская литература и театр в первой половине 19 века страница № 6 4.Изобразительное искусство, архитектура и музыка страница № 7 5.Список литературы страница № 10 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века Начало 19 века - время культурного...

    2573 Слова | 11 Стр.

  • Самосознание европейской культуры XIX века

    Введение ………………………………………………………. …3 1. Европейская культура 19 века ……………………………………..4-5 2. Отличительные черты индустриальной цивилизации……………6-8 3. Наука и техника ……………………………………………………….9-11 4. Политическая культура ………………………………………………12-13 5. Мораль и религия………………………………………………………..14-15 6. Архитектура и музыка Европы 19 века ……………………………………16 1.1.Архитектура……………………………………………………………16-19 1.2.Музыка…………………………………………………………………..20 -23 Список использованной литературы…………………………………………24 ...

    4097 Слова | 17 Стр.

  • развитие культуры искусства в Европе

    Содержание: 1.Введение……………………………………………………………………………..3 2.Культура Западной Европы с конца 19 века до первой мировой войны........................................................................4 3.Архитектура Западной Европы…………………………….………….8 4.Живопись Западной Европы...............................................11 5.Скульптура Западной Европы…………………………………...…...13 6.Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве.14 7.Неореализм в изобразительном искусстве………….…….…16 8.Заключение……………………………………………………………...

    2986 Слова | 12 Стр.

  • Благотворители и культура в конце 19 начала 20 века

    русской культуры конца XIX-начала XX века » Выполнил: Студент(ка) 1 курса Экономического факультета Группы – 4102 ФИО: Крючкова Ирина Владимировна Проверил: Д.Н.Н.профессор Эрлих В.А. г. Новосибирск 2016 г. Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465624929 \h 31Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей PAGEREF _Toc465624930 \h 52Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. PAGEREF _Toc465624931 \h 83Развитие культуры Росси конца 19 века PAGEREF...

    3437 Слова | 14 Стр.

  • Русская философия 19 века

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы понять особенности русской философии, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России. Данная работа помогает рассмотреть главные вопросы периода развития русской философии. Она разделена на четыре раздела: ...

    7220 Слова | 29 Стр.

  • Культура 2 половины 19 века

    Культура второй половины XIX века План Введение 2 Образование во второй половине XIX века 4 Развитие науки во второй половине XIX века 9 Книгопечатание и музейное дело во 2 половине XIX века 18 Живопись и архитектура второй половины XIX века 22 Музыка 28 Театр 33 Заключение 37 Список литературы 39 Введение Термин «культура » происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком смысле под культурой подразумевается все, что создано физическим и умственным...

    8824 Слова | 36 Стр.

  • Teopия культуры

    политики и культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ Н.О. Воскресенская Оглавление Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные религии Лекция 2. Первобытная культура . Культура цивилизаций Древности Лекция 3. Мировая культура в эпоху Средневековья Лекция 4. Мировая культура в эпоху Нового и Новейшего времени Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные...

    17398 Слова | 70 Стр.

  • Русская философия хiх века

    в период 19 века 2. Философские учения западников и славянофилов. 3. Историософия П.Я. Чаадаева. Человек как феномен общественной жизни 4. Сущность идеи богочеловечества Заключение Список использованной литературы Введение Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы...

    4389 Слова | 18 Стр.

  • 8 20 D0 BA D0 BB D0 B0 D1 81 D1 81 20 D0 BA D0 BE D1 80 D1 80 D0 B5 D0 BA D1 86 D0 B8 D0 BE D0 BD D0 BD D1 8B D0 B9 202012 1

    России в XIX веке (36 часов), а также модуль «Обществознание», рассчитанный на 10 часов. Данная программа по истории России для 8 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Составлена на основе примерной программы, разработанной с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс «История России XIX века » является логическим завершением курса «Истории России с древнейших времён до конца XVIII века » и охватывает...

    2838 Слова | 12 Стр.

  • Мировая художественная культура

    | |«____»___________ 2013 г. |«____»_____________ 2013 г. | Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой художественной культуры » Специальность: 031001.65 «Филология» Специализация: «Русский язык и литература» Квалификация (степень) выпускника: специалист Год обучения: 5 Форма обучения: очная Калининград 2013 Лист согласования Составитель:...

    16479 Слова | 66 Стр.

  • Культура литература

    Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания. Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими...

    2502 Слова | 11 Стр.

  • Культура России в первой половине 19 века

    Культура России в первой половине 19 века Культура России в первой половине 19 века - значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный. Зарождения развития <<золотого века >> Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью...

    800 Слова | 4 Стр.

  • Культура 20-21 веков

    Государственное автономное, образовательное учреждение среднего профессионального образования РБ Бирский медико-фармацевтический колледж. Культура XX-XХI веков . Выполнила:111 фарм. Б группы Кугубаева Т.А. Проверил: преподаватель истории Позолотин И.В. Бирск 2013 Содержание. Введение………………………………………………………………………..3 Культура первой половины XX в…………………………………………….4 Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4 Новые художественные...

    6048 Слова | 25 Стр.

  • Серебряный век

    Общая характеристика русской поэзии «Серебряного века ». «Серебряный век » русской поэзии - это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века . Оно дано было по аналогии с золотым веком - так называли начало XIX века , пушкинское время. О русской поэзии “серебряного века ” существует обширная литература - о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т.ч. такие крупные ученые, как В. М. Жирмунский, В. Орлов, Л. К. Долгополов, продолжают...

    4814 Слова | 20 Стр.

  • Золотой век в русской культуре

    Золотой век русской культуры . 3. Духовность русской литературы. 4. Заключение. 5. Список литературы. Введение В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это время небывалого взлета русской культуры , время, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры . В XIXв...

    1792 Слова | 8 Стр.

  • Серебряный век русской поэзии

    Введение Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Развитие культуры

    Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века ( скачать реферат в архиве) Файл 1 Российская коллекция рефератов (с) 1996. Данная работа является неотъемлемой частью универсальной базы знаний, созданной Сервером российского студенчества - http://www.students.ru . Содержание 1. Введение 2. Литература 3. Театр 4. Кино 5. Русское искусство конца 19 - начала 20 веков А) Скульптура Б) Архитектура 6. музыка 7. заключение 8. литература 9. рисунки...

    11296 Слова | 46 Стр.

  • Реферат.Живопись России 19 века.

    1.Русская живопись в начале XIX века ..…………………………………………...3 1.1Романтизм в изобразительном искусстве ……………………………………….7 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского..…………………………12 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова ………………………………………..16 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова ……………………………….20 Заключение …………………………………………………………………………22 Литература ………………………………………………………………………….23 Введение Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма...

    4131 Слова | 17 Стр.

  • второй половине 19 -начале 20 века » Новосибирск 2013 Введение. Поход Ермака в сибирь был продолжением в освоении новых земель. Вслед за ним в Сибирь двинулись крестьяне, промышленники-земледельцы, служивые люди. В борьбе с суровой природой, они отвоевывали у тайги землю, основывала поселения и закладывали свою культуру . Статья Е.В. Дегальцевой показывает быт, нравы и культурные традиции населения Сибири в середине 19 - начале 20 веков . Задеты такие...

    1897 Слова | 8 Стр.

  • Русская философия XIX-ХХ веков

    XIX-ХХ веков Русская культура –явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. 2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. 3) Формирование нашей культуры происходило...

    4755 Слова | 20 Стр.

  • Культура

    Темы для подготовки сообщения на зачете по культурологии 1. «Культура »: многообразие философских и научных подходов. 2. Понятия «культура » и «цивилизация» в истории философского анализа культуры . 3. Науки о культуре . Культура как предмет междисциплинарного исследования. 4. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли. 5. Содержание и механизм коммуникативной функции культуры . Язык как средство коммуникации. 6. Культурные нормы в жизни общества. Проблема соблюдения и...

    934 Слова | 4 Стр.

  • Культура XIX века

    Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло к соответствующим преобразованиям в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Если связать творчество с общественно-политической борьбой того времени, то видно, что стремление художников к созданию соответствующих тем и образов является...

    1406 Слова | 6 Стр.

  • Русская философия 19-20в. Краткая аннотация модуля

    ТЕРЕШКО М.Н. Русская философия 19 -20в. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ Всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии. Особого рассмотрения заслуживает такой период в развитии русской философии, который начинается со второй четверти Х1Х начало ХХ веков . Это и наиболее своеобразная, и, одновременно, наиболее связанная с западноевропейской, форма философии. В первом параграфе лекции – «Западничество и славянофильство...

    3412 Слова | 14 Стр.

  • Русская музыкальная культура 19 века и ее мировое значение

    экономики и сервиса Кафедра Туризма и гостеприимства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Мировая культура и искусство» на тему: Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение выполнила: студентка гр. СД-21 Михайлова И.В. проверила: к.и.н., доцент Котова Т.П. Уфа 2010 Содержание Введение Исторический фон Развитие песенной культуры России в XIX веке Русская композиторская школа · Михаил Иванович Глинка · Александр Сергеевич Даргомыжский · «Могучая...

    5527 Слова | 23 Стр.

  • Головные уборы 20-х годов XX века

    (ТГУ) Институт искусств и культуры Кафедра дизайн костюма КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История костюма» на тему «Головные уборы 20 -х годов XX века » Выполнил студент группы №1606 Давыденко А.А. Проверил ст. преподаватель Пономарёва Т.А. Томск 2013г. Содержание Введение………………………………………………………………………………. 3 стр. 1. Общая характеристика исторического периода………………………………….4 стр. 2. Эстетический идеал - образ женщины 20 -х годов XX века ……………………..5 стр. 3. Женские...

    2178 Слова | 9 Стр.

  • Изобразительное искусство 19 века

    Содержание I Русская живопись в начале XIX века Введение………………………………………………………………..…..2 1.1Романтизм в изобразительном искусстве………………………….….3 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского…………………..6 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова………………………………..9 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова……………………..11 Заключение…………………………………………………………………13 Литература………………………………………………………………….14 Приложения. Введение. Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший...

    3143 Слова | 13 Стр.

  • Повседневная культура Европы 19 века

    Баумана Калужский филиал Реферат по культурологии на тему: «Повседневная культура Европы в XIX веке » Выполнил: Трубка Р.А., студент гр. ИТД.Б-12. Проверил: Жукова Е.Н., к.ф.н., доцент Калуга, 2011 г. В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно...

    5840 Слова | 24 Стр.

  • Основные направления философии 20 века

    Министерство путей сообщения Российской Федерации САМАРСКАЯ ГОССУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Философии и истории наук» Контрольная работа №1 по курсу «Философия» Тема: «Основные направления философии 20 века » Выполнил: Смирнов С.В. Шифр: 2005-ЭТ 6285 ...

  • Культуру XIX века можно определить как классическую. Это время расцвета капитализма, эпоха промышленных революций в большинстве стран Европы и США. В этот период происходит ряд социальных революций, которые потрясли большинство европейских государств, в особенности Францию. XIX век характеризуется развитием науки, достижениями в философии и искусстве. Исходными мировоззренческими принципами культуры XIX века, как и всего Нового времени, были сциентизм, рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, оптимизм, вера в общественный и научно-технический прогресс и добрую природу человека. Хотя к концу XIX века эти принципы начинаются расшатываться и им на смену приходят антисциентизм, иррационализм, пессимизм и т.д. Во временном плане границы культуры XIX века было бы правильнее определить начиная с 1789г. (начало Великой французской буржуазной революции), а завершить 1914 годом (начало I Мировой войны).

    Культура XIX века развивалась под знаменем распространения демократии (война за независимость и образование США, французская революция), развития опытных наук и успехов промышленной революции. В результате осуществления промышленной революции и сопровождавшей её индустриализации особое значение приобретает в XIX веке развитие естественных и точных наук. Это – эпоха классического естествознания, когда сложилась классическая научная картина мира. Научные открытия начинают активно внедряться в промышленность, появляются первые научно-исследовательские лаборатории, происходит теоретическое осмысление производственных процессов. Большинство технических изобретений, определивших содержание современной цивилизации было сделано именно в XIX веке (пароход, паровая машина, электричество, телефон, телеграф, радио, кино и множество других); их было совершено в несколько раз более, чем за все предыдущие эпохи. Особое место в развитии философии занимают работы И.Канта, Г.Ф.Л.Гегеля, Л.Фейербаха. XIX век – время появления марксизма и позитивизма с их рационалистической картиной мира. Последняя четверть XIX и рубеж XIX и XX века знаменуется крушением надежд и веры во всемогущество разума и прогресс. Начинается кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма, появляются иррационалистические и антисциентистские концепции, особенно яркой среди которых явилось философия жизни Ф.Ницше.

    В культуре XIX века окончательно оформляется и утверждается идеология либерализма. Для неё характерно признание ряда постулатов: в социальной сфере – принцип равенства возможностей, примат ценностей индивида над обществом и его личной и ответственности за принятые решения, в политической сфере – принцип разделения властей, равенство прав и свобод всех членов общества; в экономической сфере – частная собственность, свобода предпринимательства, конкуренция и ряд других. Как альтернатива в середине XIX века оформляется идеология коммунизма, ярко выраженная в социально-политической доктрине марксизма.


    Художественное своеобразие культуры XIX века представлено тремя основными стилями: классицизмом, романтизмом и реализмом, которые проявили себя в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре. В конце XIX века появляются новые направления, такие как импрессионизм и символизм. В этот период появляются тенденции декаданса, как выражение кризиса европейской культуры XIX века.

    В конце XVIII века, в основном во французской культуре, оформилось направление, которое получило название классицизм. Оно базировалось на идеях эпохи Просвещения, прежде всего на рационализме, стремилось к созданию ясных, органичных образов и выражению героических, возвышенных идеалов. Классицизму были также присущи отвлеченность, академизм, идеализация. Наиболее яркими представителями классицизма в немецкой литературе были И.В.Гёте и И.Ф. Шиллер. Из представителей русского классицизма в архитектуре следует отметить Н.Ф.Казакова, А.В.Воронихина, А.Д. Захарова, К.И.Росси.

    Следующим направлением культуры XIX века стал романтизм, зародившейся на рубеже XVIII и XIX в. в Германии как своеобразная реакция на классицизм. Основой романтического мировоззрения явилось расхождение идеала и социальной действительности. Романтизм провозгласил приоритет индивидуальных вкусов творческой личности, устремлённость к безграничной свободе, жажду обновления и совершенства. Философско-эстетическую основу романтизма составили работы немецких философов Ф.В.Й.Шеллинга, Ф.Шлегеля. Выдающимися деятелями немецкого романтизма в литературе были Э.Т.А.Гофман, Г. фон Клейст, Ж.Поль, Г.Гейне. Романтическое направление в немецкой музыке представлено Р.Шуманом, Р.Вагнером. Романтизм в музыке выражен также французом Г.Берлиозом, венгром Ф.Листом, поляком Ф.Шопеном. Крупнейшие представители английского романтизма в литературе – Д.Н.Г. Байрон, В.Скотт, Дж.Китс и Б.Шелли. Русские романтики – В.А.Жуковский, В.Ф.Рылеев, М.Н.Загоскин, А.С.Даргомыжский. Из живописцев-романтиков следует отметить французов Т.Жерико и Э.Делакруа, россиянина О.Кипренского. Романтизм явил собой не просто стиль в искусстве, подобно классицизму, а форму идеологии, общекультурное движение, охватившее разнообразные феномены от моды на одежду до философско-эстетических воззрений, политической экономии, истории. Он способствовал многостороннему художественному обобщению действительности и её углубленному философскому познанию, став основой для появления нового художественного направления в культуре XIX века – реализма.

    Реализм в художественной культуре представляет собой правдивое и объективное отображение действительности специфическими средствами искусства. Он зародился в 30-ые годы XIX века во Франции и Англии, очень быстро распространился на другие страны Европы, в особенности на Россию. Деятели реалистического направления критически оценивали недостатки капиталистического общества середины XIX века, когда особенно сильно обострились все социальные антагонизмы, они бичевали социальное неравенство, лицемерие буржуазного общества, и поэтому эта разновидность реализма получила название критического реализма. В отличие от романтизма с его интересом к герою-одиночке, действующему в чрезвычайных ситуациях, реализм отображает типичные характеры в типичных обстоятельствах. Произведения большинства реалистов проникнуты идеями гуманизма, историзма, социальной справедливости, народности. Наиболее яркие представители французского реализма в литературе – О.де Бальзак, В.Гюго, Г.Флобер, П.Мериме, английского литературного реализма – Ч.Диккенс, У.Теккерей. Особенно интересен русский критический реализм блистательной плеяды писателей “золотого века” русской литературы от А.С.Пушкина до А.П.Чехова. Широко известна русская реалистическая музыкальная школа – так называемая “могучая кучка”, включавшая композиторов М.А.Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П.Мусорского, А.Н.Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, а также П.И.Чайковского. Реализм в музыке в Италии представлен творчеством Дж.Верди, а также итальянских реалистов: Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини.

    Реалистическое направление в живописи России особенно ярко выражено передвижниками, в живописи Франции творчеством Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Т.Руссо, О.Домье.

    Ещё одной разновидностью реализма во второй половине XIX век стал натурализм, в основе которого лежит идея о зависимости сущности судьбы и человека от социальной среды, быта, биологических факторов - наследственности, физиологии. Наиболее влиятельный представитель натурализма в литературе Франции – Э.Золя. К числу натуралистов можно отнести французов братьев Гонкуров, А.Доде, немца Г.Гауптмана. Теоретическими истоками натуралистической эстетики явились работы философов-позитивистов, а также идеи эволюционной теории Ч.Дарвина.

    В позднем натурализме всё более явственно проступают черты декаданса, которые отмечены настроениями упадка, безысходности пессимизма, воспеванием аморальности. Впервые эти особенности проявились в новом направлении в искусстве последнего десятилетия XIX- начале XX века – символизме.

    Его родоначальниками стали французские поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. В России символизм выражен творчеством большинства представителей “серебряного века” русской литературы – Д.Мережновского, К.Бальмонта, З.Гиппиус, Д.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока.

    Философско-эстетической основой символизма стали работы Ф.Ницше, Э.Гартмана. Исчезновение веры в прогресс, силу и мощь разума, разрушение и переосмысление традиционных ценностей, нигилизм – вот некоторые из идей Ницше, которые определили умонастроение европейского общества последней четверти XIX века. Используя символы представители этого направления стремились прорваться к скрытым реальностям, идеальной сущности мира. В их творчестве рельефно представлено предчувствие мировых социально-исторических катастроф, которыми будет богат следующий XX век. Можно выделить символизм в театре – Метерлинк, живописи – Врубель.

    Наконец, ещё одним крупным направлением в культуре последней четверти XIX века стал импрессионизм и постимпрессионизм. Это направление было характерно для изобразительного искусства и почти исключительно французского. Для картин художников-импрессионистов характерно изображение мимолётных впечатлений, которые он видит в данный момент перед собой. К числу импрессионистов могут быть отнесены К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Э.Мане, в музыке – К.Дюбесси, Равель, в скульптуре – О.Роден, А.Майоль. В отличие от них, постимпрессионисты - П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген – пытались уловить в своих картинах не мимолётное и случайное, а постоянные начала бытия. Постимпрессионизм оказал влияние на появление в начале XX века модернизма.

    Подводя итог краткому рассмотрению мировой культуры XIX век следует сделать вывод о том, что с одной стороны, это – время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма.

    Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

    Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

    На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

    • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
    • Модернизм.

    Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

    Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

    Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

    Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

    • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
    • отказ от резких линий;
    • блеклые, приглушенные тона;
    • декоративность, воздушность;
    • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

    Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

    Модернизм

    Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

    Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

    Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

    • высокая роль внутреннего мира человека;
    • поиск новых оригинальных идей;
    • огромное значение уделяется творческой интуиции;
    • литература способствует одухотворению человека;
    • появление мифотворчества.

    Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

    Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

    Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

    Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

    Оригинальные течения модернизма
    Название течения Характеристика
    Сюрреализм

    Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

    Импрессионизм

    Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

    Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
    Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
    Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

    Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

    Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

    Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

    Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

    Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

    Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

    1. расслаблением сознания;
    2. принятием образов из подсознания;
    3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

    Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

    Импрессионизм в живописи

    Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

    Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

    Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

    Литература: от классицизма к экзистенциализму

    Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

    Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

    • внутренний монолог;
    • поток сознания;
    • далекие ассоциации;
    • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
    • ирреализм.

    Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

    Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

    На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

    Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

    Кинематограф

    Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

    Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

    Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

    Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

    Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

    В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

    Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

    Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

    Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

    Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

    Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

    Основные причины быстрого культурного роста

    Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

    • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
    • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
    • увеличение количества желающих поступить в университет.

    Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

    Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

    Русская культура во второй половине XIX в.

    Русская культура в начале XX в.

    Литература

    Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

    На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

    Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

    Театр и кино

    Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

    XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

    Музыка, балет

    До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

    Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

    Живопись и скульптура

    Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

    На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

    В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

    В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

    Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

    Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

    Философия

    После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

    Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

    Архитектура

    В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

    • модерн;
    • неорусский стиль;
    • неоклассицизм.

    В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

    Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

    Загрузка...