ecosmak.ru

Активность учителя как показатель профессионализма. Педагогический профессионализм – перспектива развития и совершенствование современного учителя в рамках реализации фгос

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности.

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагоги­ческой науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о профессионализме педагога. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество компози­тора и художника - а может быть, и куда более сложное.

Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспектив­ным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению мо­делей педагогической деятельности.

Цель данной работы: Рассмотреть понятие профессионализма учителя и показатель его измерения.

Объектом исследования является понятие профессионализма.

Предметом исследования является профессионализм учителя и показатель его измерения.

Задачи работы:

Изучить особенности педагогической деятельности.

Рассмотреть сущность педагогического профессионализма.

Дать представление о сущности индивидуального стиля деятельности преподавателя.

Проанализировать направление совершенствования педагогической деятельности.

Глава 1. Понятие профессионализма современного педагога

1.1. Особенности педагогической деятельности

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пре­небрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, на­личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог - это единственный человек, кото­рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспита­ние детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними забо­тами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фи­гурой, которая требует особого внимания, и там, где его место зани­мают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к рабо­те с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

1.2. Сущность педагогического профессионализма

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

уровень общей культуры;

психолого-педагогическая компетентность;

способности к целеполаганию и целеосуществлению;

способности к педагогической рефлексии;

способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

высокая культура и нравственность;

самоотдача;

благородство;

острое чувство нового;

умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

общность идей и интересов учителей и учащихся;

творческое отношение к делу и социальная активность;

высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

принципиальность и требовательность;

отзывчивость;

эрудиция;

социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

1.3. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия, индивидуальный стиль и индивидуальность.

Индивидуальные различия в педагогическом труде - отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда: в выборе профессии и предмета труда, в выборе специализации, заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата.

В структуре индивидуального стиля деятельности Евгений Александрович Климов выделяет два компонента:

1. «ядро» стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно или без заметных усилий. В это ядро включаются две группы природных особенностей: одни благоприятствуют успешной деятельности, а другие мешают ее осуществлению.

2. «пристройка» к ядру включает в себя качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательных или стихийных поисков; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер.

Индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально - психологическими особенностями ее субъекта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора: индивидуально-психологические особенности педагога; особенности педагогической деятельности; особенности обучающихся. Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д. В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения. Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, самобытности личности человека в труде и его профессионального мировоззрения. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальность педагога является основным фактором формирования его авторитета у учащихся.

Глава 2. Совершенствование педагогической деятельности

2.1. Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала

Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий:

а) в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;

б) может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»;

б) структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др.

Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

1. овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям;

2. изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии;

3. стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности;

4. способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Эти качественные изменения профессионализма можно изучать, формировать, шлифовать у себя и у другого человека, учитывать при аттестации.

Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того - профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным (экстремальные и неопределенные условия, шумы, а также стрессы в отношениях, социальные роли, провоцирующие человека к неблаговидным поступкам, например, у специалистов, имеющих власть над другими людьми и могущих злоупотреблять ей), вызывающим негативные сдвиги в психике, деформации и личности человека. Происходит выпадение положительных психологических качеств, утрированное развитие негативных качеств человека - специалиста. Психологи уже изучали и им предстоит далее выявлять, какие положительные психические качества являются наиболее развиваемыми, упражняемыми в данной профессии, а какие - наиболее поражаемыми, как это происходит в разных профессиях. Близкую задачу для своего самоанализа может поставить и каждый человек, задумываясь над тем, какие изменения произошли в его личности под влиянием профессиональной среды и как можно противостоять негативным воздействиям среды, если они есть.

Возрастное становление профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития, которое описано выше. Так, каждый возрастной этап профессионального развития отличается качественным своеобразием:

а) «профессиональный» возраст (зрелость человека как профессионала) может не совпадать с хронологическим, а также с психологическим возрастом;

б) становление профессионала на возрастной шкале характеризуется неравномерностью его отдельных сторон; отдельные возрасты сензитивны, наиболее чувствительны к разным видам профессиональной деятельности;

в) существует возможность появления кризисов профессиональной деятельности в переходные периоды возрастного развития (от молодости к зрелости, от зрелости к пожилому возрасту);

г) с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсаторности в ходе развития профессионала.

Каждому человеку желательно знать специфику профессиональной деятельности и общения в отдельных «взрослых» возрастах и тщательно готовить себя к решению профессиональных задач предстоящего возраста.

Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности. Каждый из шагов продвижения к профессионализму разные люди проживают различно: по-разному приспосабливаются к профессии, неодинаково выражают себя в профессии, в разной степени стремятся и готовы к профессиональному мастерству и творчеству. Соответственно отличаются сочетания профессионально важных качеств (мотивационных побуждений, техник профессионального мышления, видов способностей), образуя неповторимые индивидуальные личностные профили профессионально важных качеств. Индивидуальность может возрастать по мере роста профессионализма, особенно на этапах творческого освоения профессии. Индивидуализация профессиональной деятельности и профессионального общения может иметь характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей и, наконец, подниматься до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.

Практическое освоение профессии (профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный тренинг) несомненно требуют целостного видения труда в профессии во взаимосвязи его задач, средств, результатов и др. Вместе с тем профессиональное обучение может:

1. использовать по-задачный (по-модульный) подход, когда поэтапно формируются разные виды профессиональной деятельности и общения в зависимости от их задач;

2. применять по-ситуационный подход с отработкой различный типов профессиональный ситуаций, вариантов профессионального поведения при изменении профессиональных ситуаций; непременно учитывать личностный подход с последовательной отработкой необходимых профессионально важных качеств для данной профессии.

Продуктивны индивидуализированные программы профессионального обучения с учетом индивидуальной траектории продвижения специалиста к профессионализму.

Способности - это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

От природы человеку даются задатки - его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.

Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность - артистичность, творческие способности и др.).

Задатки в совокупности важны не как предпосылки успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для выработки индивидуального стиля деятельности. Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями.

В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Эрих Фромм), самоактуализация (Абрахам Маслоу), идентичность (Эрик Эриксон).

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего – «Я». Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Заключение

Таким образом, становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающая личность. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как: следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

Педагог - профессия особая. Социальный и гуманистический смысл учительской профессии в том, что, передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, он в буквальном смысле творит личность.

Личность учителя является стержневым фактором педагогической деятельности, потому что самореализация личности учителя, направленная на психическое развитие ученика, и есть основное содержание труда учителя. Вместе с тем у всякого труда имеется результат, в учительском труде это обученность и воспитанность школьников. Следовательно, формирование умения достигать наилучших результатов в труде и объективно оценивать их также входит в задачу профессиональной подготовки учителя.

Сегодня школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии.

В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Прогресс, 1996. – 316 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Мир, 2000. – 364 с.

4. Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.

5. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1997. – 496 с.

6. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

7. Поваренков Ю.П., Психология становления профессионала. - Курск, 1991. – 248 с.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. Т. 1. – 364 с.

9. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Высш. шк., 1990. – 442 с.

10.Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. – М.: РГУ, 2003. – 350 с.

ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки будущего инженера.

Все это, на наш взгляд, будет способствовать повышению творческого и культурного уровня специалиста, а в конечном счете - повышению потенциала науки и производства

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 606 с.

2. Латышев, Л. К. Перевод: Проблемы теории, практики и методики преподавания / Л. К. Латышев. - М: Просвещение, 2003. - 305 с.

3. Проблемы общей теории перевода / С. А. Семко и др. - Таллин: Варгус, 1988.-200 с.

Е. А. Мелёхина

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности требования, обусловленные экономической и политической ситуацией, сложившейся на определенном этапе развития общества. Эффективность любой деятельности зависит от того, в какой мере субъект этой деятельности обладает личностными и деловыми качествами, способными обеспечить успех. Иными словами, в какой мере субъект является профессионалом.

Профессионализм понимается как качественная характеристика специалиста, свидетельствующая о высоком уровне владения умениями, необходимыми для выполнения определенного вида деятельности. Профессионализм предполагает высокий уровень квалификации, то есть «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой» .

Некоторые ученые полагают, что профессионализм специалиста определяется степенью владения знаниями, умениями, навыками наряду со способностью производить новое . Другие определяют профессионализм как «органический сплав знаний и умений, гарантирующий получение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы, сформированную готовность относиться к своему делу как к совокупности задач,

каждая из которых конкретна, требует достижения результата» . В. Я. Синенко рассматривает профессионализм как результат процесса профессиональной подготовки, свидетельствующий о высоком уровне владения умениями, необходимыми для выполнения какой-либо работы .

Профессионализм педагога как ключевой фигуры системы образования определяет в значительной степени развитие не только образования, но общества в целом. В работах, посвященных профессионализму педагога, встречаются разные определения этого понятия. Содержание понятия «профессионализм педагога» исследователями характеризуется как:

Интегральная характеристика личности, представляющая совокупность педагогической компетентности, мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, обеспечивающая эффективность и оптимальность образовательной деятельности ;

Владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию ;

Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда ;

Единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данной группы обучаемых, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую их интересам и возможностям, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить обучаемых к миру своих увлечений .

Согласно Н. В. Кузьминой, профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая является мерой владения педагогом современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. В соответствии с содержанием профессиональной педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет такие компоненты, как:

Специальная компетентность - глубокие знания, квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;

Методическая компетентность в области формирования знаний, умений и навыков учащихся - владение различными методами обучения, знание психологических механизмов усвоения;

Психолого-педагогическая компетентность - владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;

Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых - умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися;

Аутопсихологическая компетентность - умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования .

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности посредством решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций и диагностики причин успешной и неудачной практики.

Формирование профессионализма идет по трем направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, заключающееся в том, что в процессе выработки соответствующих трудовых навыков формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющихся как во внешнем облике, нормах общения, так и в формировании элементов профессионального сознания;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в уровне информированности об объекте, интересе к нему, осознании своих возможностей влияния на объект и взаимодействия с ним .

От того, как понимается сущность сложного и многоаспектного понятия профессионализм, напрямую зависят направленность, содержание и технологии образовательных процессов. Традиционно-классическая парадигма образования выдвигает конкретные требования к профессионализму педагога: высокий уровень знаний по преподаваемому предмету и владение методикой его преподавания, в которой приоритет отдается репродуктивным методам как гарантам наиболее быстрой передачи научной истины. Находящаяся в процессе становления гуманистическая парадигма, рассматривающая образование как социальный институт, призванный помочь человеку в обретении своего собственного индивидуального образа, в осознании своей связи со всем сущим и нахождением своего места в мире, связывает профессионализм с педагогической позицией работника образования, которая характеризуется его ценностно-смысловым самоопределением.

Профессионализм гуманистически ориентированного педагога формируется не путем внешнего воздействия на него, а является результатом самообразовательной деятельности педагога - его работы над собой, над своим образом, над своей педагогической позицией, его осознанного вхождения в кулыуру профессионального сообщества и участия в профессиональном культуротворчестве .

Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогичес-

ком труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда. В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

К предпосылкам развития профессионализма педагогов в современных условиях О. Г. Красношлыкова относит следующие:

1) разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное удовлетворение запросов специалиста, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения;

2) создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой педагог может выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;

3) концепция личностно-ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма;

4) учет мотивов профессионального развития педагога, которое позволяет предлагать соответствующее содержание, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизм стимулирования .

Растущие требования к профессионализму специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Образование позволяет не только расширить сферу самореализации человека, но и преодолеть кризисы профессиональной идентичности .

К основным внешним признакам непрерывного профессионального образования педагога относят:

а) временной признак, формирующийся проблемной ситуацией, в подоснове которой лежит столкновение возможностей выбора, расширяющихся под влиянием образования, с нестандартностью деятельности на разных этапах профессиональной деятельности;

б) пространственный признак как взаимодействие педагога с различными источниками информации на каждом отрезке жизни, в основе которого лежат его интересы и цели, свидетельствующие о направленности инновационной деятельности педагога, ценностном отношении к профессиональной деятельности;

в) личностный признак: развивающий (личностный) эффект образования прямо связан с его «надситуативностью»: чем богаче мотивация обра-

зования, тем глубже осознание его ценности и тем интенсивнее перестраивается вся система целей и средств инновационной деятельности педагога .

К основным внутренним признакам относят:

а) формирование новой парадигмы образования, в которой философские и педагогические аспекты образовательного процесса рассматриваются в контексте жизненных целей личности;

б) осознание стратегической цели современного образования: не только как предоставление возможности личности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, но и как требование к образованию занять «упреждающую позицию, чтобы вооружить каждого индивидуума» умением преодолевать встречающиеся препятствия, предоставлять ему возможность справляться с многочисленными неопределенными ситуациями в инновационных процессах.

Проведя анализ процесса формирования профессионализма педагога в системе непрерывного образования (вузовского, послевузовского),

А. Л. Петренко выявила следующие тенденции:

1) обогащение образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры;

2) повышение качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий;

3) использование информационных технологий в образовательном процессе .

Непрерывное профессиональное образование педагога включает следующие составляющие:

а) совершенствование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств;

б) овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления;

в) преодоление негативных установок и «тормозящего влияния прошлого опыта»;

г) изменение мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности, становление педагога как субъекта развития педагогической толерантности .

Мотивационная сфера профессиональной деятельности подразумевает ряд компонентов, взаимосвязанных между собой, образующих систему, и определяющих направление профессиональной активности, в том числе, активности, связанной с саморазвитием и самосовершенствованием.

Любая деятельность начинается с мотива, т. е. с осознания возникшей потребности, отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате её удовлетворения и воспроизводится вновь в изменившихся условиях. Осознание потребностей субъектом побуждает его к постоянному совершенствованию индивидуаль-

ной деятельности в выбранном им направлении. В профессиональной деятельности субъект руководствуется определенными представлениями общества. Являясь объективно существующим побудителем личности к действию, профессиональная мотивации определяется следующими факторами:

1) социально-экономическими: востребованностью на рынке труда, условиями труда, уровнем оплаты, престижем профессии, социальными гарантиями и т. д.;

2) внутренними: получением знаний, расширением кругозора, самоутверждением, потребностью в признании и т. д.

Профессиональная мотивация выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе её высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Говоря о мотивационной сфере профессионализма, А. К. Маркова выделяет следующие группы мотивов:

а) мотивы осознания и понимания назначения профессии;

б) мотивы профессиональной деятельности, ориентированной как на процесс, так и на результат;

в) мотивы профессионального общения (престиж, социальное и межличностное взаимодействие);

г) мотивы проявления личности в профессии (самореализация, развитие индивидуальности) .

Профессиональное развитие - многоплановый процесс, который сопровождается изменениями во всей внутренней сфере личности, в том числе, затрагивает профессиональное самосознание личности, формирование образа профессионала. В. Я. Синенко полагает, что профессионализм педагога представляет собой высокий уровень его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим куль-турно-нравственным обликом .

Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Профессиональная деятельность педагога будет неполноценной, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма .

По мнению И. А. Исаевой, «если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и

формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения» .

Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным:

Выявлять необходимость в проведении исследований для получения нового знания;

Ставить исследовательские задачи;

Разрабатывать гипотезы;

Планировать проведение исследований;

Выполнять исследовательские действия;

Анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований .

Наиболее благоприятным условием для профессионального роста, как в научной, так и в педагогической деятельности является их сочетание. Исследователями обнаружено, что педагогам, органично сочетающим научную и педагогическую работу, в большей мере, чем другим, удается изложить учебную информацию в обобщенном и систематизированном виде, сочетать образную и вербальную форму её предъявления, анализировать и предвидеть затруднения студентов. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний . Педагоги тем успешнее справляются с решением педагогических задач, чем выше их научная компетентность. По данным 3. Ф. Есаревой только те педагоги достигают высших уровней научнопедагогической деятельности, у которых происходит органическое взаимодействие научного и педагогического творчества .

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1) определяя профессионализм педагога, ученые сходятся во мнении, что это совокупность личностных качеств, специальных знаний и умений;

2) систематизирующим фактором профессионализма педагога является образ искомого результата;

3) профессионализм педагога - результат самообразовательной деятельности, продолжающейся на протяжении всей жизни;

4) исследовательская деятельность способствует росту профессионализма.

Библиографический список

1. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловс-кий, // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 15-21.

2. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3. Ф. Есарева. - Л.; Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 112 с.

3. Исаева, И. А. Структура педагогических способностей преподавателя высшей школы/ И. А. Исаева // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник

трудов. 5-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф. 4.1. - Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2007. - С. 39-43.

4. Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения/ М. Б. Коваль. - Оренбург, 1993.-С. 36

5. Красношлыкова, О. Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования / О. Г. Красношлыкова // Педагогика. -2006. -№ 1.-С. 60-66.

6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

7. Куницкая, Ю. И., Бабкина, Т. А. Педагогический профессионализм преподавателя вуза как актуальная проблема системы образования / Ю. И. Куницкая, Т. А. Бабкина // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник трудов. 5-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Ч. 1. - Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т путей сообщения, 2007. - С. 20-25.

8. Лазарев, В. С., Сгавринова, Н. Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н.Ставринова // Педагогика. - 2006. - № 2 - С. 51-58.

9. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова// Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 53-63.

10. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, С. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

12. Петренко, А. А. Тенденции формирования профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования / А. А. Петренко. -www.emissia.50g.com.. 2007.

13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл.ред В.В. Давыдов. -М.: Большая Советская энциклопедия, 1998. - 608 с.

14. Синенко, В. Я. Профессионализм учителя / В. Я. Синенко // Педагогика. -1999,-№5.-С. 45-51.

15. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.

16. Турбовский, Я. Без профессионализма нет ответственности / Я. Турбо-вский // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 121-123.

17. Чернявская, В. С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителей: автореф.дисс. ...докт.-пед.наук / В. С. Чернявская. - Владивосток, 2007. - 36 с.

18. Шувалова, В., Шиняева, О. От неуверенности - к профессионализму /

В. Шувалова, О. Шиняева // Народное образование. - 1988. - № 6. - С. 76-80.

(Здесь в основном используется материал книги Н. В.Кухарева и В. С.Решетько

«Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества» (Минск, 1996).

Как уже отмечалось, основой для определения уровня профессионализма педагога являются его умения анализировать свою деятельность и ее результаты. Эти умения формируются на базе повышения уровня научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки. Однако опыт показывает, что педагогическая наука следует как бы параллельно с практической деятельностью. Взаимопроникновение и взаимодействие науки и практики осуществляются в том случае, если педагог в ходе систематического изучения достижений науки проверяет изложенные идеи на практике; анализирует и творчески переосмысливает собственную деятельность и соотносит с прогнозируемым результатом; способен определить адекватность полученного результата его образу; анализирует продвижение обучаемых по пути к самообразованию и самовоспитанию, а также деятельность своих коллег.

Профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней педагогического творчества, обеспечивающих ему успех в профессиональной деятельности.

В связи с этим можно классифицировать уровни педагогического творчества на основе сформированного у педагога умений анализировать процесс своей деятельности и исследовать ее качественные показатели.

Первый уровень – информационно-воспроизводящий. Педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату; анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагога, не имеющего квалификационной категории.

Может возникнуть вопрос: где же здесь творчество? При более глубоком изучении педагогической деятельности отмечается следующее: даже если педагог выступает в качестве передатчика информации, он обязательно стремится к ее эмоциональному окрашиванию. Своими интонацией, жестами, взглядом он высказывает собственное отношение к тому, о чем говорит. В этом и проявляется его творчество, ибо от эмоциональной окраски во многом зависит восприятие обучаемыми учебного материала.

На первом уровне педагог еще не может постичь психологию обучаемого, не в состоянии предвидеть возможные трудности в своей деятельности. Это объясняется множеством причин: недостаточным уровнем методической подготовленности, незнанием возрастной психологии обучаемых, психологических механизмов общения с ними, неумением реконструировать информацию, т.е. создавать «свои методики», «свой учебник», и т.д.

Второй уровень – адаптивно-прогностический. Педагог умеет трансформировать (преобразовывать) известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми с учетом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. При этом он предвидит результат этого взаимодействия, понимает, какой эмоциональный отклик у обучаемых находит та или иная отобранная им информация, то или иное его действие. Этот уровень деятельности педагога условно соответствует второй квалификационной категории.


Как правило, на втором уровне педагог значительно перестраивает структуру содержания образования, осуществляет межпредметные связи и дифференцированный подход к обучаемым, достаточно четко представляет образ результата на уровне их знаний и умений. Однако при этом он еще не в состоянии оптимистически прогнозировать развитие личности обучаемого.

Третий уровень – рационализаторский . Педагог проявляет конструктивно-прогностические способности: на основе своего опыта формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, использовать элементы индивидуальности и новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно организовывать педагогический процесс. На этом уровне, на наш взгляд, осуществляет свою деятельность педагог первой квалификационной категории.

Педагог третьего уровня изобретает новые методы и более совершенные методики обучения, создает педагогические инновации и технологии, которые обеспечивают более качественные результаты его деятельности.

На основании этого некоторые исследователи педагогического творчества считают этот уровень высшим, однако мы не совсем согласны с этим – и не без оснований. Многие исследования (в том числе и проводимые авторами данного пособия) свидетельствуют о том, что любой метод, любая методика и даже технология всегда в той или иной степени «личностно окрашены». Как правило, если при выборе методики или технологии педагог не соотносит их с собственными возможностями и личностными качествами, то в его деятельности они не дают ожидаемого эффекта. Это происходит потому, что он глубоко не проникает в сущность той или иной технологии, не адаптирует ее в соответствии с условиями своей деятельности, а также с возможностями обучаемых, не всегда соотносит педагогический процесс с конечным результатом деятельности.

В современных условиях, при обилии предлагаемых методик обучения и педагогических технологий, особенно следует учитывать энергозатраты обучаемых при достижении результатов, а также динамику состояния их здоровья, эмоционального и психического самочувствия.

Почему все педагоги не работают по методу С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталова? Потому что для этого надо быть С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталовым.

Четвертый уровень – исследовательский. Педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из опыта любого педагога и свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему педагогической деятельности на основе исследования ее результатов. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории.

Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег, если они видят и осознают основополагающие идеи этого опыта. Опора на идеи (или выводы) педагога-исследователя очень эффективна для получения качественных результатов.

Пятый уровень – креативно-прогностический. Педагог способен формулировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформируя ее концептуальную основу. На этом уровне творчества педагог осуществляет ломку устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется инновационная личность.

Главным ориентиром в деятельности педагога этого уровня выступает его взаимодействие с обучаемыми, которые при этом постоянно соотносят уровень своих возможностей с достигнутыми результатами, самосовершенствуются в процессе внутренней соревновательности с самим собой.

На пятом уровне педагог проявляет себя как педагог-творец или как педагог-исследователь. Необходимость в подготовке педагогов такого уровня давно назрела. Это будет побуждать педагогические коллективы к совершенствованию их деятельности, а также стимулировать творческие возможности и способности педагогов.

На первых двух уровнях творчески работающий педагог «ищет» себя. На третьем уровне он ведет поиск ответа на вопрос: какие формы, методы и средства дают оптимальный результат? На четвертом и пятом уровнях педагог-творец осознает направленность своих действий и становится педагогом-исследователем.

Выделенные уровни педагогического творчества взаимосвязаны: высшие уровни включают в себя предыдущие и основываются на них. В педагогической практике их проявление осуществляется в органическом единстве.

Таким образом, формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с его умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач он переходит к осмыслению и анализу тактических задач и затем к осознанию и прогнозированию стратегических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата. В связи с этим значимыми являются:

– вооружение педагогических коллективов конкретными знаниями об образе результата;

– ориентировка педагогических кадров на овладение умениями, обеспечивающими эффективное взаимодействие с обучаемыми;

– формирование у педагогов умений диагностировать педагогические результаты, исследовать качественные показатели собственной деятельности.

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

уровень общей культуры;

психолого-педагогическая компетентность;

способности к целеполаганию и целеосуществлению;

способности к педагогической рефлексии;

способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;



потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

высокая культура и нравственность;

самоотдача;

благородство;

острое чувство нового;

умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

общность идей и интересов учителей и учащихся;

творческое отношение к делу и социальная активность;

высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

принципиальность и требовательность;

отзывчивость;

эрудиция;

социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Педагогический опыт

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Загрузка...